«Пусть же будет стан твой свят, чтобы не увидел Он у тебя наготы и не отступился от тебя» (23:15).
Скромность (на святом языке – «цниют») ценится выше всего по еврейской шкале добродетелей, поясняет Хафец-Хаим. О важности скромности можно судить по приведенному стиху: даже если евреи будут обладать всеми мыслимыми достоинствами, но пренебрегут скромностью, Б-жественное присутствие покинет их. Б-г «отступится» от своего народа, что на практике означает следующее: если евреи, особенно женщины, не будут скромно одеваться, носить одежду, соответствующую требования Галахи, Б-г «сокроет Свое лицо». Он перестанет направлять и защищать их, и в результате Его избранный народ останется беззащитным перед врагами.
Получается, заключает Хафец-Хаим, что при наличии скромности мы имеем все, а без скромности – ничего!
Скромность не ограничивается ношением закрытой одежды. Она охватывает многие другие области поведения, включая речь. В Торе даже есть особое выражение на этот случай: «эрват-давар», буквально: «нагота слова». Грязная, развязная речь, клевета и сплетни как будто раздевают человека, представляют его в неприглядном виде.
Этика иудаизма требует от еврея, чтобы он постоянно следил за собой. Его одежда, поведение и речь должны быть образцом аккуратности, скромности и достоинства. Лишь в этом случае Всевышний будет всегда находиться среди нас.
Нахум Пурер.
Comments