В какой бы части бывшего Союза мы ни росли, мы знали, что суббота - особый день для евреев. Почти каждый может вспомнить, как наши бабушки и дедушки, мамы и папы готовились к субботе. Дом был вычищен, дети были выкупаны и одеты в лучшие одежды. Бабушки и мамы зажигали свечи. В доме пахло вкусными субботними блюдами. Весь дом выглядел по-праздничному. Так начиналась суббота. На следующий день удивительное продолжалось. Бабушки и мамы не стояли и не возились у плиты - шабат. Какая-то общая атмосфера отдыха, спокойствия, блаженства ощущалась во всем доме. Суббота - шабат.
Почему же евреи так держались за субботу? Почему сумели сохранить ее до наших дней?
Что-то, что знали наши прадедушки и дедушки и чего мы не знаем сейчас? Важна ли суббота и для нас? Или все это “пережитки прошлого”?
Обратимся к Торе - пятикнижию Моисея. Уже в первых главах Торы описывается сотворение мира Б-гом и говорится, что шесть дней Б-г творил весь окружающий мир, а на седьмой день отдыхал. И благословил Б-г этот день и освятил его.
Одно из самых распространенных субботних приветствий - “Шабат шалом”, “мир субботний”, ибо основное содержание субботы - согласие, гармония не только между людьми, но и между человеком и всем сущим. Какая необыкновенная привилегия дана нам евреям. В субботу сам Б-г отдыхал и мы тоже отдыхаем в этот день.
Второй момент, относящийся к субботе. После выхода из Египта, мы - евреи на горе Синай получили Тору. Среди десяти заповедей, данных нам в это время, заповедь о субботе. “Шесть дней работай, а день седьмой суббота - Б-гу твоему: не делай никакого дела ни ты, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих.”
Мы знаем, что дети должны беспрекословно подчиняться родителям. А как быть, если родители не соблюдают субботу?
Если мы посмотрим на 10 заповедей, то видим что заповедь об уважении родителей идёт после заповеди о соблюдении субботы.
Этим подчёркивается мысль, что и родители, и дети обязаны подчиняться Всевышнему. И в этом случае можно ослушаться родителей.
Соблюдая субботу мы признаем, что Б-г сотворил весь мир вокруг нас в течение шести дней, а на седьмой день отдыхал. Мы также вспоминаем о нашем исходе из Египта, которые произошло великими чудесами вопреки всем законам природы и общества.
Некоторые евреи рассуждают так: “Если суббота день отдыха, и я должен наслаждаться этим днем, то я поеду на машине за город есть шашлыки”. Оказывается, суббота - это не просто день отдыха. Суббота связана с отдыхом Б-га. После завершения творения Б-г отдыхал, т.е. перестал работать, творить, перестал соприкасаться с миром, перестал утверждать свое господство. Наш отдых в субботу - это параллель б-жественного отдыха. И мы тоже перестаем творить, создавать новое, (писать - создавать букву, шить - создавать одежду и т.д.). Мы оставляем в этот день природу неприкосновенной, не проявляя свое господство над ней (не срываем фруктов с дерева, цветы и т.д.). Мы также перестаём делать тяжелую физическую работу, как строительство, пахота, и т.д.
Но кроме этого, в это понятие - работа включено множество действий, не требующих никаких усилий, - зажечь спичку, сорвать цветок, поджарить яичницу, езда на машине. Эти действия не требуют усилия, но они проявление нашей власти над природой, проявление творения. Еврейская суббота - подражание Б-жественному отдыху. Поэтому малейший акт участия в творении рассматривается, как труд и является нарушением субботы.
В Торе сказано: “Соблюдайте Мои субботы, чтоб вы знали, что Я - Б-г, освящающий вас.”
И потому, что суббота значит так много для евреев, несоблюдение ее карается жестоко. Так, по еврейским законам, человек, не соблюдающий субботу, рассматривается, как покинувший иудаизм, как не принадлежащий к еврейскому народу. По еврейским законам наказание за несоблюдение субботы - смерть.
Мудрецы говорят также, что суббота - это 1/60 частица рая. И чтобы почувствовать это – надо начать соблюдать субботу.
Наши враги понимали, что суббота для нас - это не только день отдыха, это что-то большее для евреев, это - день который дает жизнь, силу, стойкость. И поэтому, преследуя евреев, наши враги старались всеми путями разделить еврея и субботу. Уже греки запретили евреям соблюдать субботу. А чтобы быть уверенными, что евреи выполняют это указание, было приказано евреям убрать двери с домов. И так продолжалось на протяжении всей истории евреев.
Но евреи не сдались. Каким бы мучениям их не подвергали, вплоть до смертной кары, они продолжали соблюдать субботу.
Наше поколение получило субботу по эстафете
Отец благословляет детей в субботу вечером.
Рис. М. Оппенхейма, 19 век.
Уже в наше время, с приходом Советской власти десятки тысячи религиозных евреев были убиты, сосланы в Сибирь только за то, что они продолжали соблюдать еврейские обычаи и еврейскую субботу. Часть из них погибла в дороге от холода и голода, часть погибла в лагерях от издевательств, побоев и голода. И только небольшая часть выжила. Это они сохранили субботу, донесли ее до нас и передали нам.
Мы, евреи, живущие сейчас в Америке и Израиле, получили по эстафете субботу, сохраненную в веках. Сумеем ли мы ее сохранить, передать детям? Да, если начнем соблюдать субботу. Это очень тяжело практически начать соблюдать субботу. Но если мы настроимся, решим для себя соблюдать субботу, и начнем делать это постепенно: для начала не включать свет в субботу, не ездить на машине и т.д., и постепенно придет необыкновенное чувство особенности святости субботы, потому что в субботу - божественная святость - шхина спускается вниз.
В Израиле очень легко соблюдать субботу, потому, что почти все предприятия не работают в этот день. В Америке это труднее, но осуществимо. Можно найти работу на предприятиях, которые закрыты по субботам, а таких много. Можно договориться отрабатывать субботние часы по воскресеньям и т.д.
В Нью-Йорке существует закон, обязывающий работодателей считаться с религиозными требованиями работников.
Не бегайте за субботним долларом. На нем нет благословения, он не приносит богатства. Эти деньги уходят так же, как и пришли.
Перед тем, как пойти в субботу на работу или на море, или за покупками подумайте, на что мы обмениваем субботу, вспомните тысячи и тысячи убитых евреев, которые отдали свою жизнь, но не предали субботу. Нас никто не заставляет, не убивает, не мучает за соблюдение субботы, а мы сами легкомысленно отталкиваем ее.
Соблюдая субботу ̶ мы сохраняем нашу сущность, мы сохраняем себя, как евреев. Если мы не соблюдаем субботу, мы теряем “свое лицо”, свою индивидуальность, связь с Б-гом.
Издавна еврейские семьи славились крепким домом. Что такое “идише-мамеле” знают по всему миру. И большую ответственность родители имеют за своих детей. Но если родители нарушают субботу, и вместе с ними нарушают субботу дети, то это большой грех. И за этот грех наказание - смерть. Это значит, что родители уже обрекли своих невинных детей на смерть. Вопрос только в том, когда этот приговор будет приведен в исполнение. Очень страшные и тяжелые вещи и об этом стоит подумать.
Недавно мне позвонили убитые горем еврейские родители из Лонг-Айленда. Плача, они рассказали, что их единственная дочь встречается с неевреем и просили помочь им. Когда я спросила, соблюдают ли они субботу, ответили, что нет. Тогда как я могу помочь им? Если евреи не соблюдают субботу, то какая разница между ними и нееврейским мальчиком, с которым встречается их дочь. Как можно объяснить дочке, что она не такая, как этот парень, а другая. Это невозможно. К сожалению, в этом случае я не могла им помочь.
Когда на Рош-а-Шана Б-г определяет доход на весь год, доход на субботу остается открытым, т.к., чем больше вы тратите на празднование субботы, тем больше вам возвращается.
Тот, кто соблюдает субботу приравнивается к тому, кто соблюдает все праздники, мицвот.
Мы все ждем время, когда придет Машиях и наступит конец всем войнам, несправедливости и эксплуатации. В Талмуде мессианская эра названа “Йом шекуло Шаббат” - целиком субботний день, когда все будет субботним.
Соблюдая субботу, мы уже сейчас можем заглянуть в будущее, почувствовать время, когда придет Машиях.
“СЕУДА ШЛИШИТ” – ТРЕТЬЯ ТРАПЕЗА
К концу субботнего дня очень важно проводить “сеуда шлишит” – третью трапезу. Цель её – не утоление голода, но создание духовного запаса, “зарядка аккумуляторов” на грядущую неделю.
Кабала рассказывает нам, что это время наивысшего благоволения Б-га. Кроме этого, на ней необходимо опять есть хлеб. И это уже нелегко, так как человек чувствует себя сытым.
Но это мицва, и исполняя её, мы ещё раз подтверждаем своё подчинение заветам Б-га.
Согласно преданию, с наступлением субботы каждому еврею Всевышний дает “добавочную душу” (нешама йетера). И благодаря этой “добавочной душе” мы имеем возможность подняться в субботу на более высокий духовный уровень.
На исходе субботы мы совершаем “Авдала” – процесс расставания с субботой. В это время Б-г забирает у нас “добавочную душу”, и поэтому, совершая “Авдалу”, мы вдыхаем аромат благовоний - чтобы поддержать наши духовные силы до следующей субботы.
После окончания субботы принято устраивать особую трапезу, которая называется “проводами царицы” (мелавэ малка). Все мы знаем, что Всевышний очень любил царя Давида, называя его первенцем, но когда царь Давид спросил Б-га сказать ему дату смерти, то Б-г ответил, что это никому не дано знать.
Но Давид все продолжал спрашивать Всевышнего об этом. И тогда Всевышний сказал; одно только могу сказать, что умрешь в субботу и тогда царь Давид сказал: но почему в субботу, тогда лучше в пятницу, на что Всевышний ответил, что пятница – это еще правление Давида. Ну тогда в воскресенье. На что Всевышний ответил, что воскресенье уже принадлежит другому царю.
И тогда каждую субботу Давид усиленно изучал Тору, а после исхода субботы устраивал трапезу с благодарностью, что Всевышний дал ему прожить эту субботу, так что четвертая трапеза называется еще трапезой Давида. Эта прощальная трапеза, в ходе которой на стол подают легкое угощение (обычно пирог и прохладительные напитки) - знак нашего уважения и любви к субботе.
КОСТЬ ЛУЗ
Кроме этого, у каждого из нас есть кость, называемая луз. Она не горит, не гниёт. И во время воскрешения умерших, на ней будет восстанавливаться тело. Поддерживается существование этой кости едой в четвёртую трапезу, поэтому эта трапеза так важна для нас.
(“Мелаве малка”).
Почему мы вспоминаем об Элиягу на исходе субботы? Согласно традиции, отраженной в книгах Кабалы, на исходе субботы Элиягу составляет список заслуг сынов еврейского народа, а также именно на исходе субботы Элиягу сообщит нам о приходе Машияха, чтобы это произошло в скором времени.
Comments