Через 4 дня после Йом-Кипур начинается праздник Суккот; сукка - в переводе шалаш.
Праздник этот имеет несколько значений. Когда Б-г вывел евреев из Египта, то они поселились в пустыне в шалашах.
Они оставили в Египте дома и пошли в шалаш, т.к. поняли, что под покровительством Б-га можно жить, где угодно, даже в шалаше, и действительно, Б-г не оставил их. Над шалашом было облако, которое охраняло их от зноя, облако находящееся внизу смягчало и выпрямляло дорогу, облако спереди указывало путь, еще четыре находились со всех четырех сторон света.
Как только евреи согрешили, сделав себе золотого тельца, эти облака исчезли.
После того, как Б-г простил евреев, и они построили скинию, где были помещены скрижали завета, облака снова спустились к евреям.
...И на протяжении 40 лет в пустыне евреи были под покровительством Б-га: их не трогали звери и змеи, манна спускалась с небес, одежда не обветшалась и обувь не износилась.
Шалаш - вещь вполне материальная. Его строят из прозаических материалов, нередко прилагая при этом значительные усилия; украшают, заботятся о том, чтобы в нем царили яркие цвета и ароматы. Но вместе с тем у этого шалаша есть и духовное содержание - он символизирует собой мир, который должен воцариться во всем мире.
Шалаш, в котором мы сидим во время праздника Суккот, называется сукат шалом (“шалаш мира”) и выражает наше стремление к миру.
И вот в память о жизни в пустыне, мы празднуем праздник Суккот.
Суккот - это также время сбора урожая. И чтобы люди, получив богатый урожай, не возгордились, говоря, что это только дело их рук, они идут в шалаш, как богатые, так и бедные, чтоб помнить, что изобилие, которым они наслаждаются - это не благословение земли, а благословение Б-га.
Тора предписывает радоваться и праздновать праздник Суккот.
Во время праздника Суккот, каждый еврей обязан купить четыре вида растений: этрог, пальмовая ветвь - лулав, густолиственное дерево - адас (мирт), речная верба - арава. Необходимо соединить их вместе и сказать браху -благословение.
Почему надо благословлять эти растения и что они обозначают?
Этрог - это плод, обладающий и вкусом и ароматом - олицетворяет евреев, занимающихся Торой и творящих добрые дела.
“Пальмовые листья” - плод пальмы, обладающий вкусом, но без запаха, - олицетворяет евреев, занимающихся Торой, но не совершающих добрых дел.
Адас - благоухает, но не имеет вкуса...
Он олицетворяет людей, совершающих много добрых дел, но не занимающихся Торой.
Верба - олицетворяет евреев, которые не занимаются Торой и не совершают добрых дел.
И вот мы связываем четыре вида растений в одну связку, и тогда они дополняют друг друга и олицетворяют евреев, которые соединившись вместе, смогут искупить все грехи.
ЗАКОНЫ ПРАЗДНИКА СУККОТ
В этот праздник, который длится 7 дней, нужно перейти жить в шалаш. Если такой возможности нет, то хотя бы два раза в день необходимо сказать браху и поесть в шалаше.
Для мужчин - это обязанность.
Они не имеют права съесть кусок хлеба величиной больше, чем яйцо, вне сукки. Необходимо приобрести четыре вида вышеуказанных растений, связать их и произносить над ними благословения в сукке в течение всех семи дней праздника.
Вечером, перед первым и вторым днем праздника, женщины зажигают свечи и произносят соответствующее благословение.
НЕБЕСНЫЕ ГОСТИ - “УШПИЗИН”
В книге Зогар написано: “Сыны Израиля, покидающие свои дома ради сукки удостаиваются присутствия Шхины, и все семь верных друзей Б-га спускаются из Ган Эдена (рая), чтобы посетить их там, и пользуются их гостеприимством “.
Эти семеро - Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Агарон и Давид (некоторые называют сначала Моше и Аарона, а потом Йосефа).
Они гости у всего Израиля, в каждой суке, все семь дней.
Принято ставить в шалаше стул для того из ушпизин, который приходит в этот день, и класть на него святые книги. Ушпизин приходят по очереди, каждый в свой день. Согласно традиции, каждый вечер, перед началом трапезы читают специальную молитву - приглашение гостю принять участие в трапезе в шалаше.
Традиция приема в праздник гостей, ушпизин, выражает важность заповеди приема гостей из плоти и крови и оказания помощи и поддержки беднякам. Приглашая бедняков принять участие в праздничной трапезе, мы исполняем заповедь радоваться самим и радовать других в дни праздника.
СЕМЬДЕСЯТ ПРАЗДНИЧНЫХ ЖЕРТВ
Израиль отличается от других народов - те, когда веселятся, думают только о себе, а Израиль, едва сердце его наполнится радостью, тотчас же начинает заботиться обо всех остальных, стремясь наполнить мир цветением и принести изобилие всем его обитателям без исключения.
Рано утром в первый день праздника в Храме приносили постоянную жертву с ее возлияниями, винным и водным, и весь мир получал благословение на следующий год.
Сразу после этого приносили дополнительную искупительную жертву. Ее “содержание” менялось от одного дня к другому.
За все дни праздника семьдесят быков приносились в жертву за семьдесят пранародов, происшедших от Ноаха и ставших прародителями всех современных наций и народностей.
Израиль приносил этих быков в жертву, чтобы искупить грехи всего человечества; он молил Всевышнего даровать всем народам благополучие и мир, о том, чтобы, как сказал пророк Йешаягу, “не поднял народ на народ меча, и они не учились больше войне”.
“Сказал рабби Иегошуа бен Леви:
“Если бы народы мира знали, сколько пользы приносит им существование Храма, они окружили бы его войсками и защищали от любых посягательств.
Он приносил им больше пользы, чем Израилю как сказал царь Шломо (Млахим 1, 8): “и для чужеземца, который не из Твоего народа, существует он (Храм)”. Там же написано: “Сделай все, о чем будет просить Тебя чужеземец”.
Когда же речь заходит об Израиле, Танах говорит (Диврей Аямим II, б): “Воздай каждому по делам его, как прочтешь Ты в его сердце”. То есть - если Израиль заслужил - исполни его просьбу, если нет - откажи ему.
ЧЕМ МОЖНО УКРАШАТЬ ШАЛАШИ
Назовем несколько наиболее распространенных видов украшений.
Семь видов растений, которыми славится Страна Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики.
Символы благословения: во многих общинах принято вешать в шалаше бутылочки с оливковым маслом, мукой, вином и т. п. в знак надежды, что новый год принесет с собой благословение.
“Птицы”: в еврейских общинах Италии и Южной Франции существовал следующий обычай: пустые куриные яйца раскрашивали яркими красками, приклеивали к ним птичьи перья и этих красочных “птиц” подвешивали к схаху.
Ковры: у выходцев из стран Востока принято завешивать стены шалаша дорогими коврами.
Гирлянды и украшения из бумаги: это древняя традиция, возникшая много веков назад в еврейских общинах Европы.
Связками луковиц, головок чеснока, красного перца и других овощей украшали свои шалаши евреи-земледельцы в странах Европы.
Виды святых городов: выражая свою любовь к родной стране, многие вешают в шалашах картины с изображением четырех святых городов Эрец-Исраэль - Иерусалима, Цфата, Тверии и Хеврона.
Comments