С вечера второго дня Песаха (т.е. со Второго Седера) начинается Счет Омера. Омер - это сноп ячменя, который приносили в Храм в Иерусалиме вечером на следующий день после Песаха, после чего отсчитывали 49 дней и на 50-ый праздновали праздник Шавуот. Заповедь Торы для каждого еврея - считать эти дни. Перед тем, как “считать омер”, произносят соответствующее благословение и указывают, какой день отсчета. «Исчисление омера» производят стоя, сразу после наступления темноты, после вечерней молитвы.
Первый “Счет Омера” евреи совершили по выходе из Египта. Им было обещано, что через 49 дней они получат Тору. И евреи начали отсчет дней.
Автор книги “Cефер ахинух” объясняет, что заповедь “Cфират гаомер” призвана подчеркнуть превосходство духовной свободы над физической. Освободившись от египетского рабства, сыны Израиля обрели подлинную свободу лишь тогда, когда, спустя 49 дней после исхода из Египта, получили Тору у горы Синай.
Как объясняет кабала, 49 - это число уровней духовной нечистоты, в которую сыны Израиля погрузились в Египте.
В каждый из дней от Исхода из Египта и до получения Торы они очищались от одного уровня египетской скверны, и к 50-му дню, дню дарования Торы, все сыны Израиля, без исключения, окончательно очистились.
Служение Всевышнему в дни “сфират аомер” в наше время состоит в самоусовершенствовании. Согласно кабале, душа человека обладает семью основными качествами: добротой, суровостью, способностью воспринимать красоту и др.
Сочетаясь друг с другом в различных вариантах, они определяют все возможные качества человеческого характера, из которых 49 главных - т. е. 7 раз по 7. Каждое из главных качеств души сочетается со всеми семью по очереди, и в каждый из 49-ти дней “сфират аомер” мы должны совершенствовать определенные сочетания качеств нашей души.
В сидуре указано, какому дню какое из этих сочетаний соответствует, и перед тем, как совершить “сфират аомер”, следует прочитать эти слова, а во время исполнения заповеди держать в уме их, а также одно слово из молитвы “ана бехоах”, одно слово из главы 67-й книги Теилим и одну букву из стиха 5-го этой главы (соответствующую данному дню) - как обозначено в сидуре.
Дни Омера считаются полутраурными из-за трагических событий, постигших Израиль в эти дни (за исключением Песаха, Суббот и Лаг-ба-Омер - тридцать третьего дня счета Омера). В связи с этим в дни Омера не устраивают свадеб и не стригут волосы.
Какие же несчастья случились с евреями в эти дни?
Это гибель в эпоху восстания Бар-Кохбы двадцати четырех тысяч учеников рабби Акивы, погибших от эпидемии дифтерита. В Талмуде говорится, что они умерли потому, что не обращались друг с другом уважительно. Это, конечно, не означает, что они невежливо разговаривали друг с другом или ссорились.
Традиция говорит нам, что у каждого из них был свой особый путь в познании Торы и в приближении к Б-гу - и это совершенно нормально и правильно. Но ученики рабби Акивы не уважали один пути другого; каждый считал свой путь единственно верным - и это привело их к смерти.
Согласно формальным критериям, они выполняли все галахические требования, но они не следовали принципу «Квод ха-Брийя» - “уважения к людям”.
Вот другие трагические события, случившиеся с евреями в дни Омера.
В 1096 году в Германии в эти дни были массовые погромы, и ведущие учителя-раббаи были заживо сожжены.
В 1648-49 гг. на эти дни пришлись самые кровавые погромы Богдана Хмельницкого.
コメント