Баланс сил был в пользу Ирана до прихода к власти администрации Трампа. С его уходом ситуация может опять измениться в пользу Исламской республики. В вопросе противостояния Ирану, без сомнения, Израилю в последние четыре года крупно повезло. Политика администрации Дональда Трампа в отношении Исламской Республики полностью согласовывалась с целями еврейского государства.
Однако теперь израильтяне обеспокоены тем, что баланс сил сместится в пользу иранцев, когда к власти придет Джо Байден, пишет политический обозреватель Маджид Рафизаде на страницах саудовской англоязычной газеты Arab News. Курс Трампа на оказание «максимального давления» на Иран служил интересам Израиля, поскольку он привел к значительному ослаблению теократического истеблишмента этой страны по нескольким направлениям. С самого начала израильские лидеры выступали против Совместного всеобъемлющего плана действий.
Основным выгодополучателем от ядерной сделки стал не простой иранский народ, а Корпус стражей Исламской революции (КСИР). Израиль считал, что СВПД придаст силы и смелости его проиранским соперникам в регионе в лице ливанской «Хизбаллы» и палестинского ХАМАСа, а также сирийского режима Башара Асада, отмечает автор. Кроме того, ядерная сделка открыла путь к отмене санкций против Тегерана.
Когда при администрации Барака Обамы была устранена часть ограничительных мер в отношении Ирана, стало ясно, что это придало Ирану глобальную легитимность в глазах международного сообщества. «Эта новообретенная легитимность и отмена санкций принесли миллиарды долларов доходов военным учреждениям Ирана - КСИР, иранским ополченцам и сателлитам Тегерана в регионе. Как и подозревал Израиль, Иран использовал этот приток доходов для расширения своего влияния во всем регионе, в том числе в Сирии, Ираке, Йемене и Ливане. И кампания по расширению оказалась чрезвычайно успешной», - констатирует Рафизаде.
«Одной из первых вещей, которые сделал Трамп, стало „вытаскивание» США из ядерной сделки. Это был огромный удар по иранскому режиму и большая победа для Израиля. Через год после этого контролируемая государством сирийская газета Al-Watan сообщила, что Иран приостановил предоставление кредитной линии правительству в Дамаске. Кроме того, сокращение ресурсов вынудило иранское руководство уменьшить финансирование палестинского ХАМАСа и ливанской „Хизбаллы». ХАМАС был вынужден ввести „планы жесткой экономии», в то время как Хасан Насралла, лидер „Хизбаллы», призвал отдел по сбору средств своей организации „предоставить возможность для джихада деньгами, а также помочь в этой продолжающейся битве»», - отмечает политобозреватель.
За последний год экспорт нефти Ирана также упал до рекордно низкого уровня. Бюджет страны зависит от продажи черного золота. Израиль одержал еще одну победу, поскольку внутренняя экономическая ситуация в Иране стала настолько ужасной, что президент Хасан Роухани признал, что страна переживает самый тяжелый экономический кризис с момента Исламской революции в 1979 году.
Comments