В один и тот же день, 9 ава, в Иерусалиме погибли величайшие наши святыни. Храм Первый, построенный царем Шеломо (Соломоном), и Храм Второй, воздвигнутый евреями, вернувшимися на родину после семидесятилетнего вавилонского изгнания...
Храм Первый, или Бейт-Амикдаш, - святыню человечества, где хранилась первооснова нынешней цивилизации, Скрижали Завета - задумал величайший царь истории Давид, однако, выстроил - его сын Шеломо.
Давиду - второму царю израильскому, дано было создать могучую державу, вести победоносные войны и накопить огромные богатства, в дальнейшем использованные при постройке Святого Храма, но главный замысел его жизни - перенесение Скрижалей, начертанных Всевышним, из шатра, в котором они путешествовали со дня Синайского Откровения, в достойный их своим великолепием Бейт-Амикдаш -так и остался неосуществленным.
Тора рассказывает, что подготовка к строительству Храма была начата задолго до смерти Давида. В каменоломнях Израиля работали камнетесы, вытачивая огромные глыбы, которым предстояло лечь в основу высокого здания. В хранилищах накапливались стволы гигантских кедров, привозимых из Ливана, а царские сокровищницы, заполненные золотом, серебром и дорогой в ту эпоху медью, ожидали начала строительства Храма.
Даже план его был подготовлен царем Давидом, им же указано было и место постройки... однако, Всевышний запретил царю приступать к работе. Слишком много крови пролил Давид, создавая великую державу, и "Дом обитания Б-га” -символ мира на земле, надлежало выстроить мирному Шеломо (в переводе с иврит это имя означает “мирный”).
Третий царь еврейский - Шеломо, унаследовав от отца могучее государство, распростертое от Нила до Ефрата, остался в памяти народов не силою своей или доблестью, а справедливой мудростью мирного правления и постройкой нашей национальной гордыни, которую порой называют Храмом Шеломо.
Не сразу, только на четвертом году правления, приступил царь Шеломо к строительству Бейт Амикдаш на месте, указанном его отцу Всевышним. Пишет Рамбам: “Принято считать, что Давид и Шеломо поставили алтарь (в разное время) именно там, где Авраам построил жертвенник и связал своего сына Ицхака.
В этом же месте установил алтарь Hoax, когда покинул ковчег. Здесь же стоял жертвенник, на котором приносили жертвы Каин и Эвель (Авель), а также первый человек Адам - на том самом месте, где он был создан.
Место это, называемое горой Мория или горой Всевышнего, в свое время было куплено Давидом, чтобы воздвигнуть “алтарь Б-гу”. По приказу Шеломо около двухсот тысяч рабочих - каменотесов, рудокопов и литейщиков, умелых строителей, искусных резчиков по дереву, ювелиров, граверов и землекопов - приступили к возведению Святого Храма - делу величайшей важности для всего народа.
Поражавшие воображение современников, сокровища царя Давида показались сыну недостаточными. Шеломо выстроил многочисленный флот, привозивший из Африки и Офира - далекой Индии, огромное количество золота, необходимого для украшения здания, которому предстояло стать самым величественным из построек человечества.
Семь лет продолжалось возведение Храма, и все эти годы никто из строителей не воспользовался прочным железным инструментом. Железо символизирует смерть и кровь, а Бейт-А-Микдашу надлежало быть символом мира, вот почему “вещество”, которое часто сеет вражду между человеком и человеком, между народом и народом, не должно прикасаться к нему”.
Строительство исключительного по красоте своей Храма закончилось в восьмом месяце одиннадцатого года правления царя Шеломо. Огромное здание, окруженное меньшими постройками, (строительный комплекс, как сказали бы в наше время), воздвигнутое на высоком холме иерусалимском и видимое отовсюду, господствовало над окружающей местностью.
Здесь были сосредоточены все драгоценности народа израильского. В первую очередь, духовные. Бейт-А-Микдаш олицетворял собой победу еврейского духа, сплоченного Его законом.
Грандиозное строительство Храма Шеломо закончилось в 2935 году от сотворения мира, в осеннем месяце Тишрей. На общенациональное торжество освящения Бейт- Амикдаш, на этот красочный, поистине чудесный праздник собрались евреи со всех концов Израиля.
Многотысячные толпы людей с душевным трепетом наблюдали появление Ковчега Завета, который левиты перенесли из Циона, “города Давида”, где последние годы хранилась еврейская святыня.
Когда Ковчег оказался в Храме, произошли чудеса, послужившие доказательством, что труд Шеломо угоден Б-гу.
Стоя перед жертвенником, царь воззвал к Всевышнему: “И небо и небеса небес не могут вместить Тебя, тем более этот дом, который я построил. Но обратись к молитве раба Твоего...
Всякую молитву, любого человека из всего народа Твоего, Израиля, когда кто-либо из них почувствует бедствие в сердце своем и протянет руки свои к дому сему, - Ты услышь с небес, с места обитания Твоего, и прости, и сделай, и воздай каждому по всем поступкам его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих...
И чужеземца, не из народа Твоего, Израиля, а придет из страны далекой ради имени Твоего... и придет он, и будет молиться в доме этом, Ты услышь с небес, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе чужеземец, дабы знали все народы земли имя Твое, дабы боялись Тебя, как народ Твой, Израиль, и чтобы знали, что именем Твоим называется дом этот, который я построил”.
Четырнадцать дней длилось торжество освящения Храма, и люди праздновали это событие с глубокой благодарностью Б-гу, за все оказанные Им благодеяния. Ликующий народ был уверен в своей неизменной преданности Б-гу и Его закону, такому же бесконечному, как и срок существования Святого Храма.
Только один человек - царь Шеломо - предвидел будущее. После освящения Бейт-А-Микдаш, Всевышний открыл ему, что, вняв его горячей молитве, Он принимает Дом Б-ra и берет потомков рода царя Давида под Свою защиту. Но, если когда-либо евреи отступят от данных Им законов, Всевышний отвергнет и Храм, и народ израильский.
Это случилось четыреста десять лет спустя. Евреи, отвернувшиеся от Б-га ради идолов и порока, были бесславно растоптаны войском царя вавилонского - Невухаднецара, покорившего Иудею.
В день 9 Ава пал священный Бейт-Амикдаш, а все хранившееся в нем было разграблено победителями...
Comments