Месяц Элул – это особый месяц. Дни от начала месяца Элул до исхода Йом-Кипура – это дни, когда Вс-вышний охотно принимает раскаяние человека. Ведь в Рош-Ходеш месяца Элул Моше поднялся на гору Синай, чтобы во второй раз получить скрижали Завета и вымолить прощение Вс-вышнего за грех золотого тельца. Моше-рабейну искренне молился за весь еврейский народ. И раскаяние его было столь велико, что Создатель по милости своей ответил: «Я прощаю тебе и еврейскому народу по твоей просьбе». Ровно через сорок дней, десятого Тишрея, Моше-рабейну спустился с горы Синай со скрижалями. Это был день искупления греха. С тех пор в месяц Элул святость Всевышнего спускается к людям, чтобы проявлять своё особое милосердие к ним.
Наши мудрецы постановили, что эти сорок дней являются наиважнейшими днями для всего еврейского народа, для каждого еврея, чтобы чистосердечно раскаяться, искренне молиться и проявить своё милосердие, давая цедаку.
Мы должны понимать, что в месяц Элул Всесильный напрямую, сам, принимает все наши молитвы и раскаяния, и в Рош-Ашана каждому будет вынесен приговор. Но Всемилостивейший даёт нам до Йом Кипура ещё десять дней для исправления . И тогда уже ставится печать окончательного решения нашей судьбы.
Осталось совсем немного времени до этих судьбоносных дней. И мы должны использовать их во имя своего же блага. Нам предстоит дать отчёт самим себе и держать ответ перед Вездесущим: что хорошего мы могли сделать, но не сделали, в чём мы согрешили, сойдя с праведного пути, кого обидели и кому не простили обиду и многое - многое другое.
Каждое утро, готовясь к предстоящим праздникам, мы читаем Слихот – покаянные молитвы. Каждое утро звучит шофар, чтобы мы воспрянули духом и с ещё большей любовью обратились к Творцу.
Мы стоим перед Создателем, сотворившим весь мир, давшим нам разум, возможность развиваться и созидать. Мы произносим 13 качеств Милосердия Вс-вышнего, без которых в этом мире невозможно прожить. И мы просим Его о милосердии и всепрощении. Наши мудрецы говорят, что очень важно не пропустить эти дни, ибо правильно сделанные тшува (раскаяние), тфила (молитва) и цедака (пожертвование) могут изменить нашу судьбу в лучшую сторону, смягчить суровый приговор.
Каким будет следующий год полностью зависит от нашей подготовки к Рош-Ашана и Йом Кипуру. И, если мы (не дай Б-г) не используем эту возможность сближения со Всемилостивейшим, то не стоит потом обвинять людей или обстоятельства. Вся вина будет ложиться на нас самих, на наше неумение приходить к Б-гу, быть с Ним. Помните всегда и везде: «Смотри, Я предлагаю вам ныне благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедь Г-спода, Б-га вашего, которые я заповедую вам сегодня». Это слова Всевышнего, обращенные к нам. Прошу вас не забывать, что еврейский месяц Элул – это «время любви» между …еврейским народом и Вс-вышним: «Я – к возлюбленному Моему, а Мой возлюбленный – ко мне» («Песнь песней», 6:3).
Я призываю каждого из вас в эти благословенные дни обратиться к Б-гу с чистосердечным раскаянием, искренними молитвами и щедрыми пожертвованиями. И дай вам Б-г, чтобы за эти заслуги Вс-вышний записал вас, ваших родных и близких в Книгу Жизни, Здоровья, Благополучия. Дай нам Б-г увидеть в скором времени приход Машиаха в отстроенном Иерусалиме. Амен и Амен!
Выбор в наших руках
В недельной главе Торы «Реэ», Моше-рабейну говорит от имени Вс-вышнего: «Смотрите же, сегодня Я предлагаю вам благословение и проклятие. Благословение – если будете следовать заповедям Г-спода, вашего Б-га... Проклятие – если не послушаете заповедей Г-спода, вашего Б-га, и совратитесь с пути, который Я вам указываю сегодня, и последуете за другими богами... Жизнь и смерть предложил Я тебе – избери жизнь, дабы жить тебе и потомству твоему».
Тора учит нас, что каждый человек сам выбирает свой жизненный путь – хороший или плохой. Каждый из нас сам решает – жить праведной жизнью и достичь наивысшего духовного совершенства или пасть неизмеримо низко, лишившись всяких морально-нравственных качеств.
Свобода выбора есть у каждого человека, но Б-гу совсем не безразлично, каким путем пойдет человек. Б-г как бы умоляет и советует нам: “Тщательно обдумывайте свой выбор: делать ли добро и получить в итоге благословение или поступать порочно, навлекая на себя проклятия.»
Итак, выбор в наших руках, но если человек отказывается внимать зову праведности и избирает зло, то ему не на что жаловаться и некого обвинять, потому что никто не навязывал ему этот выбор, а значит ему самому нести наказание за содеянное зло. А это и войны, и жизнь в постоянном страхе, и неизлечимые болезни, страдания, тяжелейшие трагедии, и мученическая смерть. И подтверждением этого служит вся наша история, когда евреи отходили от священной Торы, от исполнения заповедей Вс-вышнего. Не внимая призывам аШема, мы получали удар за ударом, начиная с египетских времён и по сегодняшний день. И всегда находился тот, кто очень больно напоминал нам необходимость следования еврейским законам бытия. Был ли это фараон в Египте, или Гитлер в Германии, или ХАМАС, Хизбалла, ИГИЛ сейчас на Ближнем Востоке.
Проведу такую параллель еврейских законов и законов, изданных в фашистской Германии во времена Холокоста.
Первый закон, изданный Гитлером, гласил: евреи не имеют права вступать в брак с немцами. Но ведь десятки лет раввины предупреждали евреев об опасности смешанных браков, ведущих к ассимиляции. Так что же, нужно было злобное неприятие евреев фашистами, чтобы напомнить нам, что мы не можем смешиваться ни с каким народом?
Второй нацистский закон запрещал евреям посещать все публичные места, даже театры. Единственным общественным местом, где разрешалось собираться евреям, была синагога. А разве еврейские мудрецы не говорили, что евреи каждодневно обязаны молиться в синагогах; или нужен был нацистский закон, напоминающий о том, что внушали раббаи десятки лет?
Следующий закон, изданный Гитлером, запрещал еврейским детям обучаться в немецких школах. Сколько же усилий прилагали последователи Торы, убеждая евреев не отдавать своих детей в паблик скул, доказывая, как важно, чтобы еврейские дети в ешивах наряду с общеобразовательными предметами изучали Священное Писание. Но вот установилась власть фашистов, и вход еврейским детям в государственные школы был закрыт.
Ещё один из первых законов, изданных в фашистской Германии: евреи не имеют права расселяться среди немцев, они обязаны проживать только в строго определённых для них местах. Но ведь наши раббаи всегда призывали евреев селиться общиной, жить там, где есть синагоги, миквы, ешивы. Так что, для этого необходимо было унизительное принуждение гитлеровской власти?
Сколько же лет убеждали раббаи евреев носить кипу и ЦИЦИТ, а еврейских женщин покрывать голову! Но евреи упрямо не желали выделяться среди немцев. Тогда немцы выделили их, издав закон об обязательном ношении на руке ленты с изображением Звезды Давида жёлтого цвета.
Я уж не говорю об именах, которые евреи давали своим детям. Прекрасные еврейские имена – Авраам, Ицхак, Яков, Рахель, Ривка, Лея и другие - были забыты, а популярными стали совершенно чуждые нашему народу немецкие имена: Ганс, Пауль, Рудольф, Вольфганг, Хельга, Гертруда, Барбара и тому подобное. Вот тогда Гитлер решил и эту проблему: в новых паспортах, выданных евреям, все мужчины были записаны как Исраель, а все женщины были названы Сарами.
Как видим, если мы, евреи, «забываем», к сожалению, об исполнении Священных Заповедей, то нам их очень больно могут напомнить наши враги.
А теперь посмотрите, что творится в мире сегодня. Какое множество всевозможных ненавистников евреев. Чего только стоят Хизбалла, Аль-Каида, ХАМАС, Братья- мусульмане и прочие террористические организации, стремящиеся, как и фашисты, уничтожить весь еврейский народ.
Так не лучше ли осознать истинность того, что мы евреи, и прийти самим к пониманию необходимости жить по еврейским законам, выбрав благословение, а не проклятие, жизнь, а не смерть. И дай Б-г, чтобы мы смогли это сделать как можно скорее, чтобы спасти себя, свой народ, свои души. Амен!
Слихот
Когда первый раз Моше - рабейну поднялся к Вс-вышнему, прошло сорок дней. Спустившись и увидев, что евреи совершили грех золотого тельца, он разбил скрижали. Это был печальный день для евреев. Моше-рабейну потом ещё раз поднялся на сорок дней и просил Ашема за еврейский народ, просил извинение и прощение. Вс-вышний не принял его просьбы и его молитвы. Моше-рабейну поднялся в третий раз. И тогда Вс-вышний принял молитву Моше-рабейну. И в день, когда Моше-рабейну поднялся, был день Рош ходеш Элул, а когда Всевышний простил еврейскому народу его грех и Моше-рабейну спустился к евреям, это был Йом Кипур.
Наши мудрецы говорят, что эти сорок дней- это очень важные дни. Это дни, когда Вс-вышний принимает наши молитвы, принимает наше раскаяние. И поэтому мудрецы постановили, что необходимо читать слихот - извинения, прощения. Месяц Элул – это месяц рахамим, месяц милости и прощения. И очень важно во всех синагогах сейчас рано начинать молитву и произносить отрывки, которые называются «Слихот», превозносить тринадцать качеств милосердия Вс-вышнего. Это очень важные моменты, потому что мы готовимся к Рош а-Шана, к Судному дню.
Наши мудрецы говорят, что если наступают какие-то тяжёлые дни для нас, какие-то обстоятельства, какие-то потери, то мы обычно обвиняем обстоятельства или людей. Но не надо никого и ничего обвинять. Нужно обвинять только самих себя за наши подготовки к Судному дню, поскольку все решается в день Рош а-Шана. У нас осталось всего лишь несколько недель, когда мы должны делать ещё больше тшува-раскаяние, усиливать наши молитвы, добавлять цедака. И таким образом быть в правильном настрое и действительно подготовиться к Рош а-Шана, к Суду.
И дай Б-г, чтобы этот день наступил, чтобы мы были записаны в Книгу жизни, здоровья, в Книгу счастья и благополучия, чтобы был мир на земле, чтобы мы удостоились увидеть приход Машияха. Амен! Да будет так!
Рав Нахум Казиев
Comments