Избранные главы из алахического кодекса
"Кицур Шульхан Арух"
1. Сказано в Талмуде: Сказал рав Ицхак, сын рава Йегуды: Пусть всегда человек просит у Б-га милости, чтобы ему не заболеть, поскольку если человек заболел, ему говорят: «Расплатись своей заслугой и освободишься от болезни».
Сказал Мар Уква: что значит стих: «..ибо упадет упавший с него»? «С него» — то есть именно он должен привести доказательство, (что достоин жить — перев.). Имеется в виду, что, если уж человек упал (и заболел — перев.), необходимо найти в нем самом и в его делах какие-то доводы в пользу того, что он достоин остаться жить.
Еще сказано в Гемаре: «Если у человека болит голова — пусть он видит себя как бы выведенным на место казни; если же он взошел на кровать и упал на ложе (то есть заболел так, что не может подняться) — пусть он видит себя как бы выведенным на место, где приговаривают к смерти. Ведь всякий, кого выводят на суд и могут приговорить к смерти — если у него есть хороший адвокат, он избегает смерти, а если нет — не избегает.
Кто же “адвокаты” человека? Раскаяние и добрые дела. И даже если девятьсот девяносто девять обвинителей обвиняют его, и только один защитник защищает его — он спасается, как сказано: Если есть у него один ангел-защитник из тысячи, сообщающий о его праведности и требующий к нему милости и говорящий: выкупите его, чтобы не упал он в преисподнюю…».
2. Учил рабби Пинхас бар Хама: «Всякий, у кого в доме кто-то заболел, должен пойти к мудрецу, чтобы тот попросил для него у Б-га милосердия, как сказано: Гнев царя — ангелы смерти, а мудрый человек сможет искупить его».
И принято ради больного давать милостыню бедным, поскольку сказано: «Раскаяние, молитва и милостыня отменяют жестокое постановление». Также принято произносить благословение за больных в синагоге; если же речь идет об опасно больном, его благословляют также и в Шаббат, и в Йом-Тов. И иногда больному меняют имя, так как изменение имени также отменяет жестокое постановление, вынесенное о человеке.
3. Тора дала врачу право лечить больных, как сказано: «…и лечением излечит его». И поэтому больному не следует полагаться на чудо, а следует поступать, как все, и позвать врача, чтобы тот вылечил его. И многие праведники прибегали к помощи врачей, чтобы вылечиться. Если же человек отказывается звать врача — он сделал сразу два дурных дела. Первое — в том, что запрещено полагаться на чудо, если человек подвергает свою жизнь опасности, и это приводит к тому, что во время его болезни ему припоминают все его преступления.
Второе — в том, что полагаться на свою исключительную праведность и надеяться на чудесное излечение есть проявление гордыни и заносчивости.
И следует звать самого знающего врача, и, что бы человек ни делал, сердце его должно быть направлено к Небесам, и должен он просить милости у единственного надежного врача, да будет благословенно Его Имя, и только на Него полагаться. («Биркей Йосэф»).
4. И заповедь требует от знающего врача лечить, и это требование — часть требования заботиться о сохранении жизни евреев. Если же врач отказывается лечить — он убийца, даже если больной может найти себе другого врача, поскольку не от всякого человека может больной удостоиться излечения, и, возможно, на Небесах было постановлено, что именно этот врач сможет вылечить этого больного, и никакой другой.
Однако, не следует заниматься медициной, не являясь настоящим специалистом, лучше которого в данный момент найти нельзя, поскольку в противном случае этот самозваный врач также будет убийцей.
5. Если речь идет о неопасно больном, то, если для его излечения можно воспользоваться лекарством, разрешенным Торой, даже если придется немного подождать, пока его достанут, ему не разрешают пользоваться для излечения ничем, запрещенным Торой.
Если же ему для излечения необходимо именно нечто, запрещенное Торой, то, если для излечения ему необходимо съесть эту запрещенную еду так же, как эту еду едят обычно, ему запрещено это делать, даже если речь идет только о еде, запрещенной по словам мудрецов — поскольку болен человек не опасно. Если же требуется съесть эту вещь не так, как обычно делают это, получая от этого удовольствие, например, если требуется смешать ее с чем-то горьким, или сделать из нее компресс и т.д., это разрешено, даже если речь идет о чем-то, запрещенном Торой к использованию.
Однако, здесь есть два исключения: килъей керем (то есть плодов посеянных вместе злаков и деревьев — перев.) и смеси мясного и молочного. Этими двумя вещами запрещено пользоваться даже необычным способом, в случае, если отказ от их использования не приведет к опасности для жизни.
6. Некоторые говорят, что все вещи, запрещенные к использованию по словам мудрецов, можно использовать для лечения, даже неопасно больному, даже обычным для этих вещей образом. Только не следует ни есть, ни пить ничего запрещенного.
7. Опасно больной имеет право использовать для лечения любую запрещенную вещь, поскольку ни один запрет не действует, когда речь идет об опасности для жизни, кроме идолопоклонства, разврата и убийства, про которые сказано: «Пусть будет убит, но не преступит», и их нельзя использовать для лечения.
8. Врачу разрешается отворять кровь, щупать пульс и другие места тела женщины, даже если речь идет о замужней женщине, и даже те места ее тела, которые не должны быть обнажены, как обычно делают врачи, — ведь врач делает это не ради плотской страсти или выражения нежных чувств, а просто занимается своим ремеслом.
Только в случае, если речь идет о его жене в состоянии ниды, следует остерегаться этого, если нет опасности для жизни и если в этом месте есть другой врач, столь же знающий, как этот. И там разъясняется также, может ли жена в состоянии ниды обслуживать своего больного мужа, или он — обслуживать ее.
9. Если речь идет о болезнях внутренностей, мужчине не следует обслуживать женщину, чтобы его злое начало не пересилило его, поскольку он-то здоров; однако женщине разрешается обслуживать больного мужчину.
10. Если у человека есть лекарства, а товарищ его болен и нуждается в этих лекарствах, запрещено ему продавать эти лекарства товарищу дороже, чем они стоят.
Comments