НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ ТОРЫ

Начался Новый еврейский год, и мы начинаем чтение первой книги Торы “Берешит”. В нашей рубрике “Недельные Главы Торы” мы приводим краткое содержание читаемых по субботам глав Торы.
ВАИШЛАХ
(Читается 6 декабря)
ЯАКОВ ГОТОВИТСЯ К ВСТРЕЧЕ С ЭСАВОМ
Когда приблизился Яаков к земле отца своего, то сказали ему, что Эсав с отрядом движется ему навстречу. Он выделил из своего стада подарок брату своему: овец двести и баранов, двадцать коз, верблюдов, коров, ослов.
Дал в руки рабам каждое стадо и сказал: “Скажите господину моему Эсаву, что это от раба его, Яакова.” И в то же время разделил свой стан на два отряда, на случай, если нападет Эсав на один стан, второй стан останется.
А сам стал молиться Б-гу: “Б-же отца моего Авраама и Б-же отца моего Ицхака, не достоин я всех милостей и всех благодеяний, которые ты сотворил рабу твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Ярден, а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, Эсава”.
БОРЬБА ЯАКОВА С АНГЕЛОМ
И остался Яаков один. И появился ангел, и боролся с ним до восхода зари. И увидел, что не одолеет его, и вывихнулся сустав бедра Яакова, когда он боролся с ним. И сказал: “Отпусти меня, ибо взошла заря.” Но Яаков сказал: “Не отпущу тебя, пока не благословишь меня.” И сказал тот: “Как имя твое?” И он сказал: “Яаков” И сказал: “Не Яаков отныне имя тебе будет, а Исраэль, ибо ты боролся с ангелом и с людьми и победил.” И спросил Яаков, сказав: “Скажи же мне имя твое?”
И он сказал: “Зачем спрашиваешь об имени моем?” И благословил он его там. И нарек Яаков имя месту тому Пынуэль,” Ибо ангела видел я лицом к лицу, и жизнь моя спасена.” И засияло ему солнце, когда он проходил Пынуэль, а он хромал на бедро свое.
Поэтому не едят сыны Исрайлевы жилы сухой, которая из сустава бедра, потому что коснулся ангел бедра Яакова.
ВСТРЕЧА ЯАКОВА С ЭСАВОМ
И взглянул Яаков, и увидел: вот Эсав приходит и с ним четыреста человек. И расставил он детей при Лее и при Рахели, и при двух рабынях. И поставил детей и рабынь их впереди, а Лею и детей ее сзади, а Рахель и Иосифа последними. А сам прошел и поклонился до земли семь раз, пока подходил к брату своему.
И побежал Эсав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал, и они плакали. И поднял глаза свои, и увидел жен и детей и сказал: “Кто это у тебя?” И сказал тот: «Дети, которых Б-г даровал рабу твоему».
И подошли рабыни, они и дети их, и поклонились. Подошла и Лея, и дети ее, и поклонились, а потом подошли Иосиф и Рахель и поклонились, и спросил Эсав: “Что это за отряд движется перед тобою?» И сказал Яаков:
“Это подарок тебе, чтоб найти милость в глазах господина моего”. И упросил он Эсава, и тот взял подарок.
ЯАКОВ РАСПОЛАГАЕТСЯ У ШХЕМА
И возвратился Эсав в Сэир. А Яаков прибыл в Шхем, расположился перед городом. И купил участок поля, на котором раскинул шатер свой у сынов Хамора, отца Шхема.
ШХЕМ ПОЛЮБИЛ ДИНУ, ДОЧЬ ЯАКОВА
И вышла Дина, дочь Леи, которую она родила Яакову, посмотреть на дочерей страны той. И увидел ее Шхем, сын Хамора, князя земли той, и взял ее, и лег с нею, и насиловал ее. И прилепилась душа его к Дине, дочери Яакова, и он полюбил девицу и говорил к сердцу девицы. И сказал Шхем Хамору, отцу своему: «Возьми мне эту девушку в жены.»
И Яаков слышал, что он осквернил Дину дочь его, а сыновья его были со скотом в поле, и молчал Яаков до прихода их. И вышел Хамор, отец Шхема, к Яакову поговорить с ним. Сыновья же Яакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились и весьма разгневались, потому что мерзость сделал Шхем, полежав с дочерью Яакова, а так не надлежало делать.
И говорил Хамор с ними, и сказал: “Шхем, сын мой, пристрастился душой к дочери Вашей; давайте же ее в жены ему. И породнитесь с нами: дочерей ваших отдавайте за нас, а наших дочерей брать будете себе. И поселитесь с нами и будет земля эта перед вами, селитесь и промышляйте на ней”.
И сказал Шхем отцу и братьям ее: “Только бы мне найти благословение в очах Ваших, и что ни скажете мне, я дам. Назначьте мне самые большие дары, и я дам, как скажете мне, только отдайте мне девицу в жены.
И отвечали сыновья Яакова Шхему и Хамору, отцу его, с лукавством, и говорили так потому, что обесчестил Дину, сестру их. И сказали им: “Не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который не обрезан, ибо это бесчестье для нас. Только при этом согласимся с вами, если вы будете как мы, чтобы обрезан был у вас всякий мужчина. А если не послушаетесь нас, чтобы обрезаться, то мы возьмем дочь нашу и уйдем.” И понравились слова их Хамору и Шхему, сыну Хамора.
И не замедлил юноша сделать это, потому что желал дочь Яакова. А он более уважаем был в доме отца своего. И уговорили Хамор и Шхем жителей своего города, говоря: “Стада их, и имущество их, и весь скот их нашими будут”. И был обрезан весь мужской пол.
СЫНОВЬЯ ЯАКОВА ОТОМСТИЛИ ЗА БЕСЧЕСТИЕ СЕСТРЫ
И было, на третий день после обрезания, когда мужчины были больны, взяли два сына Яакова, Шимон и Леви, братья Дины, каждый свой меч и напали на город. А Хамора и сына его Шхема, убили они мечом, и взяли Дину из дома Шхема, и вышли.
Б-Г СКАЗАЛ ЯАКОВУ ИДТИ В БЕЙТ-ЭЙЛ
Так сказал Б-г Яакову: “Встань, взойди в Бейт-Эйл и живи там; и устрой там жертвенник Б-гу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Эсава, брата твоего. И сказал Яаков всем, которые с ним:
“Устраните богов чужих, которые в среде вашей, и очиститесь, и перемените одежды ваши. И встанем, и пойдем в Бэйт-Эйл, и я устрою жертвенник Б-гу, который откликнулся мне в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил.
И отдали они Яакову всех богов чужих, которые в руках их, и серьги, которые в ушах их, и спрятал их Яаков под теребинтом, который близ Шхема. И отправились они. И был страх Б-жий на городах, которые вокруг них, и не преследовали они сынов Яакова.
И пришел Яаков в Луз, что в земле Кнаанской, он же Бэйт-Эйл, он и весь народ, который с ним. И построил там жертвенник, и назвал место Бейт-Эйл, ибо там явился ему Б-г, когда он бежал от лица брата своего. И явился Б-г Яакову еще раз по возвращению его из Падан-Арама и благословил его. И сказал ему Б-г:
“Отныне ты не будешь называться Яаковом, но Исраэль будет имя твое.” И нарек ему имя Исраэль. И сказал ему Б-г: “Я, Б-г Всемогущий, плодись и умножайся; народ и множество народов будет у тебя, и цари произойдут от чресел твоих. И землю, которую Я дал Аврааму и Ицхаку, Я дам тебе и потомству твоему. И поставил Яаков памятник на месте, на котором говорил ему, памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей. И нарек Яаков имя месту, на котором говорил с ним Б-г Бейт-Эйл.
И отправились они из Бейт-Эйла. И было еще некоторое расстояние до Эфраты, как Рахель родила, и роды ее были трудны. И было, когда она напрягалась при родах, повитуха сказала ей: “Не бойся, ибо и это тоже сын тебе”. И было, с выходом души ее, ибо, умирая, она нарекла ему имя Бен-Они, но отец назвал его Биньямином. И умерла Рахель, и погребена по дороге к Эфрату, он же Бейт-Лэхэм. И поставил Яаков памятник над гробом ее.
Это надгробный памятник Рахели до сего дня.
И пришел Яаков к Ицхаку, отцу своему, в Хеврон. И было Ицхаку 185 лет и скончался он, и погребли его Эсав и Яаков.
ВАЕШЕВ
(Читается 13 декабря)
БРАТЬЯ ЗАВИДУЮТ ЙОСЕФУ
И поселился Яаков в земле Кнаанской. Йосеф, младший сын Яакова, семнадцати лет, пас с братьями своими мелкий скот, с сыновьями Билхи, с сыновьями Зилпы, жен отца его. И доводил Йосеф дурные слухи до отца их.
А Исраэль любил Йосефа более всех сыновей своих потому, что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную рубашку. И увидели братья его, что отец их любит более всех братьев его, и возненавидели его.
СНЫ ЙОСЕФА
И приснился Йосефу сон, и рассказал он братьям своим, и они еще больше возненавидели его. И сказал он им:
“Выслушайте сон этот, который мне приснился. И вот мы вяжем снопы среди поля, и вот поднялся мой сноп и стал прямо, и вот кругом стали ваши снопы, и поклонились моему снопу.” И сказали братья ему: “Неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь владеть нами?” И еще более возненавидели его за сны его и слова его.
И приснился ему еще сон другой и он рассказал его отцу и братьям: “Вот приснилось мне, что солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне.” И побранил отец его: “Что это за сон, что приснился тебе? Неужели придем Я и мать твоя и братья твои и поклонимся тебе до земли?” И завидовали ему братья, а отец его заметил это.
И пошли братья его пасти овец отца своего в Шхем. И сказал Исраэль Йосефу: “Пойди же и посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ.” И пошел Йосеф за братьями своими и нашел их в Дотане. И увидели они его издали, и прежде, чем он приблизился, задумали они убить его. И сказал им Реувен: “Не проливайте крови, бросьте его в эту яму, которая в пустыне, а руки не налагайте на него, чтобы позже тайком возвратить его к отцу его”.
И было, когда пришел Йосеф к братьям своим, они сняли с Йосефа рубашку его разноцветную. И взяли его и бросили его в яму, а яма эта пустая, и не было в ней воды.
БРАТЬЯ ПРОДАЛИ ЙОСЕФА ИШМАИЛЬТЯНАМ
И сели они есть хлеб, и взглянули и увидели: вот караван ишмаильтян приходит из Гилада, и верблюды их несут пряности, бальзам и лот в Египет. И сказал Ехуда братьям: “Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем продадим его ишмаильтянам, а рука наша не будет на нем, ибо он - брат наш, кровь наша.”
И послушались его братья. И когда проходили мимо люди Мидьянские, купцы, они вытащили и подняли Йосефа из ямы, и продали Йосефа ишмаильтянам за двадцать серебряников, а те отвели Йосефа в Египет.
ЯАКОВУ СООБЩИЛИ СТРАШНУЮ ВЕСТЬ
И взяли они одежду Йосефа, и зарезали козленка, и обмакнули одежду в кровь. И разноцветную рубашку доставили к отцу своему, и сказали: “Это мы нашли; узнай же, сына ли твоего это одежда или нет?” И он узнал ее и сказал: “Это одежда сына моего, хищный зверь съел его. Верно растерзан Йосеф.” И разодрал Яаков одежды свои, и оплакивал сына своего многие дни.
РАСКАЯНИЕ БРАТЬЕВ
И поднялись все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его, но он не хотел утешиться и сказал: “Горюющим сойду к сыну моему в преисподнюю”. Позже пожалели братья о содеянном, но ничего не могли изменить. И обиделись они на Ехуду, старшего брата, что он не остановил их.
ЙОСЕФ В ЕГИПТЕ У ПОТИФАРА
Ишмаильтяне продали Йосефа в Египет Потифару, царедворцу Паро, начальнику телохранителей. И он назначил его над домом своим, и все, что у него было, отдал в руки его.
И было с того времени, как он назначил его над домом своим и над всем, Г-сподь благословил дом египтянина ради Йосефа, и было благословение Г-сподне на всем, что было у него в доме и в поле. И доверил Потифар все свое хозяйство Йосефу.
ЖЕНА ПОТИФАРА КЛЕВЕЩЕТ НА ЙОСЕФА
А Йосеф был красив станом и красив видом, и жена господина его возвела взоры свои на Йосефа и сказала:
“Ложись со мною.” Но он отказался, и сказал жене господина своего: “Ведь господин мой не скрывает ничего в доме, и все, что имеет, отдал в руки мне. Он не больше меня в доме этом, и он не удержал от меня ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему и как же я сделаю это великое зло и согрешу перед Б-гом.”
В один из таких дней вошел он в дом делать дело свое, а никого из домашних людей в доме не было. Она схватила его за одежду его и сказала: “Ложись со мной.” Но он оставил одежду свою в руке ее, побежал и выбежал вон. И было, как увидела она, что он оставил в руке ее одежду свою и выбежал вон, то окликнула она домашних своих и сказала. “Посмотрите, он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом, и он, услышав, что закричала я, оставил одежду свою и побежал и выбежал вон.” И оставила она одежду его у себя до прихода господина и пересказала ему те же слова.
ЙОСЕФА ОТПРАВЛЯЮТ В ТЮРЬМУ
И взял его господин Йосефа и отдал в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице. И был Г-сподь с Йосефом и даровал ему благословение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Йосефа всех узников темницы, и во всем, что там делали, был он распорядителем.
ЙОСЕФ РАЗГАДЫВАЕТ СНЫ
И прогневался Паро на двух царедворцев своих: на начальника виночерпиев и на начальника пекарней. И отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где Йосеф был заключен. И приснился сон обоим, каждому свой сон, в одну ночь, каждому сон другого значения. И пришел к ним Йосеф поутру, и увидел, и спросил он царедворцев Паро, которые с ним под стражею в доме господина его, говоря: “Отчего у вас сегодня печальные лица?” И они сказали ему: “Сон приснился нам, а истолкователя ему нет.” И сказал им Йосеф: “Не от Б-га ли истолкования? Расскажите же мне.
И рассказал начальник виночерпиев свой сон Йосефу, и сказал ему: “Во сне моем вот виноградная лоза предо мною. А на лозе три ветви, а она, как зацвела, появились почки на ней, и созрели в гроздьях ягоды. И чаша Паро в руке моей, и я взял виноград и выжал в чашу Паро, и подал чашу в руку Паро.” И сказал Йосеф ему: “Три ветви - это три дня. Еще через три дня Паро вознесет главу твою, и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу Паро в руку его по прежнему порядку, когда ты был его виночерпием.
И увидел начальник пекарей, что он хорошо истолковал, и сказал Йосефу: “И я тоже во сне моем . Вот три плетенные корзины на голове моей. А в верхней корзине всякая пища Паро, изделия пекаря, и птицы клюют ее из корзины с головы моей.”
И отвечал Йосеф, и сказал: “Вот истолкование его - три корзины - это три дня. Еще через три дня Паро снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя.” И было на третий день - день рождения Паро, сделал он пир для всех рабов своих. И возвратил начальника виночерпиев на должность виночерпия, и он подал чашу в руку Паро. А начальника пекарей он повесил, как истолковал ему Йосеф. И не вспомнил начальник виночерпия о Йосефе и забыл его.