«Дружба» © 2019

ABOUT
Тора

НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ ТОРЫ

МЦОРА

(Читается 25 апреля)

В недельной главе «Мцора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
«Живую птицу возьмет, а также кедровое дерево, и червленую нить, и иссоп, и обмакнет их и живую птицу в кровь птицы, зарезанной над родниковой водой. И окропит очищаемого от проказы семь раз, и очистит его, и выпустит живую птицу в поле» (14:6, 7).
Как следует из стиха, для очищения человека, пораженного цараат - проказой (отсюда мцора - “прокаженный”), после излечения необходимы две кашерные птицы, кедровая ветвь, червленая нить (шерстяная нитка, особым веществом окрашенная в красный цвет) и трава иссоп. Коѓен связывает красной ниткой ветку кедра с травинками иссопа, режет одну из птиц над глиняным сосудом с родниковой водой, в который стекает ее кровь, затем окунает в эту воду кедровую ветвь с иссопом и живую птицу и брызгает водой с них на очищаемого.
В тот же день и на седьмой день после этой процедуры очищаемый окунается в миквэ, а на восьмой приносит в Храм соответствующие жертвы. Без этого он остается нечистым, сколько бы времени ни прошло после выздоровления.
В предыдущей главе приведено высказывание раби Шмуэля бен Нахмани, в котором он, ссылаясь на раби Йонатана, называет злоречие одной из причин появления на теле пятен цараат.
Тосафот так комментируют это место в Торе: “Слово мцора делится на два слова - моци ра («выносит плохое», любит рассказывать плохое о людях)”.
Бааль га-Турим дополняет этот комментарий следующим рассуждением.
Пернатые непрерывно щебечут. Двух птиц берут как напоминание о болтовне очищающегося. Обычно лашон ѓа-ра идет от гордости - я умнее, я выше других, как глупы поступки такого-то и т.д. Поэтому ветку кедра - одного из красивейших высоких деревьев - кусочком шерсти, окрашенной кровью особого червячка, соединяют с травой иссоп, растущей на крышах и стенах. Ты мнишь себя кедром? Ошибаешься - ты червяк, травинка.
Семь раз брызгают на очищающегося - указание на семь причин, по которым он мог быть наказан.
Одну птичку режут, а другую - отпускают. Станешь снова сплетничать - наказание может вернуться к тебе, как возвращается на старое место живая птица. Не будешь больше злословить - не вернется, как не возвращается птица мертвая. Пятна могут появляться и на зданиях. 
Другими словами, не отключают электричество неплательщику, не напомнив о неуплате. Б-г не сразу наказывает человека болезнью. Сначала язва появляется на доме. Если грешник не исправляется, проказа поражает кожаные изделия и одежду. Если он по-прежнему не изменяет свое поведение - приходится сжечь одежду, разрушить дом, и только после этого появляются белые пятна на теле.
Рамбам продолжает: “Он изолируется [за городом], пока не перестанет заниматься злоязычием и высмеиванием людей. Поэтому стоят рядом два стиха: «Берегись язвы проказы и поступай так, как укажут вам священники из колена Леви по тому, что Я им заповедал; тщательно исполняйте [это]. Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, с Мирьям в пути, когда вы шли из Египта» (Дварим, 24:8, 9)”.
Вдумайтесь, говорит Рамбам, что случилось с Мирьям. Она - пророчица. Она предсказывала, что ее младший брат Моше будет спасителем евреев, растила его, стояла у реки, когда его бросили в воду, и не сказала о нем ничего плохого, но сравнила его с другими пророками, тогда как Моше был выше всех пророков, которые жили до него и после. Моше и не думал обидеться, как сказано: “А Моше - скромнейший человек из всех людей на земле” (Бемидбар, 12:3). И все же она была немедленно наказана белыми пятнами на теле. Так что уж сегодняшним злоязычным глупцам наверняка не избежать наказания. Поэтому тот, кто хочет жить правильно, должен избегать мест, где сплетничают, и не беседовать со сплетниками.
Насмешники и негодяи начинают с болтовни, потом дурно отзываются о праведниках... Потом, привыкнув злословить, начинают судачить о пророках, искать, к чему бы придраться в их словах... А потом начинают говорить против    Б-га и приходят к Его отрицанию. Вот чем занимаются злодеи, сидя в компании за пустыми разговорами и сплетнями. А хорошие люди в еврейском народе беседуют в основном о Торе, и поэтому Б-г засчитывает им это в заслугу.
Рамбам цитирует пророка Малахи (3:16): “Говорили друг с другом боящиеся Г-спода, и внимал Г-сподь, и выслушал, и написана была памятная книга пред Ним для боящихся Г-спода и чтящих Его Имя”.
А понимать это мы должны так: если два человека говорят о чем-то хорошем, угодном Б-гу, они вносятся в особый список Б-гобоязненных.


Рав И. Зильбер з”л.

 

ТАЗРИА

(Читается 25 апреля)

В недельной главе «Тазриа» («Зачнёт») изложены законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты, вызванной у женщин родами, у мужчин и женщин – белыми или бело-розовыми пятнами определённой величины, появившимися и устойчиво держащимися на теле, а также ритуальной нечистоты одежды из шерсти, льна или кожи, вызванной появившимися на ней ярко-зелёными или ярко-красными пятнами.
В Талмуде (Эрхин, 16а) говорится: «Сказал раби Шмуэль бен Нахмани от имени раби Йонатана: “По семи причинам могут появится пятна на теле: [как наказание] за сплетни (лашон ѓара, буквально – «злой язык», злоязычное высказывание о ком-то, что запрещено законом. – И.З.), за кровопролитие, за ложную клятву, разврат, гордыню, грабёж, жадность”».
Таким образом, Талмуд говорит, что проказа – это заболевание-наказание. 
О сплетнях. Сказано: «Клевещущего втайне на ближнего – срежу его» (Тѓилим, 101:5), то есть «отрежу», изолирую его от людей.
Сплетник становится причиной того, что знакомые перестают здороваться друг с другом, мужья с жёнами разводятся, ни в чём не повинных работников выгоняют со службы. 
Ясно, что и для него самого, и для общества полезнее, если он будет находиться подальше от людей. Каждому из нас надо бы поразмыслить об этом, все мы охочи до красного словца, и особенно – работники печати, радио, телевидения. Им ничего не стоит предать самой широкой огласке любую личную проблему человека. 
Мне известен не один случай, когда добросовестных сотрудников увольняли из-за статейки или передачи по радио или телевидению, когда судьбы разрушались из-за того, что кому-то вздумалось во всеуслышание рассказать о происходящем в чужом доме. Газетные сплетни давно уже стали привычным делом.
О кровопролитии. Слова, которыми Давид проклял командующего еврейской армией Йоава за то, что тот убил без причины Авнера, бывшего военачальника царя Шауля, звучали так: “И пусть не исчезнет из дома Йоава... прокаженный” (Шмуэль II, 3:29).
О ложной клятве. В Книге Царей (Млахим) есть рассказ, в котором слуга пророка Элиши Гейхази был наказан проказой за ложную клятву сам и всё его потомство навек.
О разврате. Когда правитель Египта забрал к себе во дворец Сару, жену Авраѓама, “поразил Г-сподь фараона и дом его большими язвами...” (Брешит, 12:17).
О гордыне. Во времена Первого Храма Израилем правил царь Узиягу. Он сделал много полезного для страны: строил, развивал земледелие, увеличил производство оружия. И тут ему захотелось вдруг выполнить в Храме одну из функций коѓаним. Царя предупреждали, что это недопустимо, что в Храме могут служить только потомки Аѓарона, но тот стоял на своем.
Он вошел в Храм, вознес воскурение, и тут же у него на лбу появилось пятно. Весь остаток жизни царь провел в изоляции за пределами Иерусалима. Сказано о причинах случившегося: “Но когда он сделался силен, возгордилось его сердце... и он изменил Б-гу” (Диврей-ѓа-ямим II, 26:16).
О грабеже. Если пятно появляется на внутренней стене дома, прикажет коѓен - и освободят дом (см. Ваикра, 14:36). Говорят мудрецы о хозяине такого дома: он собирал чужие вещи в свой дом, пусть теперь их выносит (ибо нечистота этого пятна переходит на вещи).
О жадности. “И придет хозяин дома, и скажет коѓену так: «У меня как бы язва появилась на доме»” (Ваикра, 14:35). Слова “хозяин дома” относятся к человеку, который считает, что дом его и только для него. Проказа приходит в дом к жадному.
Мы спрашивали, как лечится человек, нечистый из-за проказы. Из всего сказанного и вытекает ответ: прокаженный лечится раскаянием. Вся наша история изобилует примерами, которые демонстрируют, какой вред причиняют сплетни.
Сказал р. Эльазар бен Парта: “Если хочешь знать, сколько вреда от злого языка, то посмотри, как пострадали наши отцы в пустыне Синай из-за разведчиков. Разведчики плохо отзывались о стране. До этого наши предки согрешили в пустыне девять раз, и все им простилось. А приговор вымереть в пустыне был им вынесен только за злой язык” (Эрхин, 15а).
“Разведчики плохо отзывались о стране” - и такое наказание... А ведь злоязычие по отношению к людям - грех еще более тяжкий!
И, наконец, самое страшное, что случилось с нами, - разрушение Второго Храма. Мы говорим: Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти. Одни утверждали, что надо немедленно восстать против римлян, освободить еврейский народ. Другие возражали: мы для этого еще недостаточно сильны, это будет бесполезным кровопролитием. И стали люди смотреть друг на друга как на врагов, и сплетничать друг о друге, и ссориться. В результате - изгнание. Кстати, как же все-таки решать такие принципиальные споры? Очень просто: обращаться за советом к великим людям. 
Мудрецы говорят: «За три греха человека наказывают на этом свете и он много теряет в мире грядущем: за служение идолам, за разврат и за кровопролитие. Но суровее всего – за злой язык».
Необыкновенно велика награда тому, кто умеет смолчать. Виленский Гаон сказал: «Каждый миг, когда человек смыкает уста, он удостаивается тайного света, какого не вообразить никакому ангелу и никакому [земному] творению».

ШМИНИ

(Читается 18 апреля)

ААРОН И ЕГО СЫНОВЬЯ ВСТУПИЛИ НА СЛУЖБУ
И вот на восьмой день позвал Моше Аарона и его сыновей, и старейшин и сказал Аарону: “Принеси бычка молодого для грехоочистительной жертвы и барана для всесожжения и скажи сынам Израиля принести жертвы для всесожжения и для жертвы мирной”.
И принесли они то, что велел Моше к Шатру Откровения, и подошло все общество, и встало перед Б-гом. 
И принес Аарон грехоочистительную жертву и жертву всесожжения, и жертву мирную, как полагалось. И вышел огонь от Б-га, и сжег на жертвеннике всесожжения и жир - и как увидел это народ, возликовал, пал ниц. Взяли сыновья Аарона, Надав и Авиху, и воскурили перед Б-гом огонь чуждый, какого он не велел им. И вышел огонь от Б-га, и умерли они. 
И говорил Б-г, обращаясь к Аарону: “Вина хмельного не пейте, когда входите в Шатер откровения, чтобы вы могли отличать священное от несвященного, и чистое от нечистого, и научить сынов Израиля всем уставам, которые передал вам Б-г через Моше.”
НАКАЗ Б-ГА О ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫХ МОЖНО ЕСТЬ.
И сказал Б-г, обращаясь к Моше и Аарону: “Передайте сынам Израиля: вот животные, которые вам можно есть из всего скота на земле: (при этом Б-г показал Моше животных, которых можно и нельзя есть) всякое животное с раздвоенными, расщепленными копытами (есть глубокий разрез вверху и внизу копыта) и отрыгивающее жвачку, за исключением верблюда, дамана, зайца, свиньи, у которой есть только один из указанных двух признаков.
Всех рыб, у которых есть плавники и чешуя, можете есть. Из птиц нельзя есть: орла, грифа, коршуна, сокола, ворону, страуса, сову, чайку, ястреба, сыча, баклана, ибиса, филина, пеликана, аиста, цаплю, удода и летучую мышь. Всякое летающее насекомое, у которого четыре ноги, - мерзость оно для вас.
Из мелких животных, бегающих и ползающих по земле, нечисты для вас: крот, мышь, черепаха, варан, ящерица, сова. Все, что ползает на брюхе и многих ногах, не ешьте – это мерзость для вас.  Не оскверняйте душ ваших никакими пресмыкающимися и не оскверняйтесь ими, ибо станете нечистыми. Ибо Я - Б-г, Всесильный ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я - свят.”

 

ЦАВ

(Читается 4 апреля)

И сказал Б-г Моше: Заповедай Аарону и сынам его следующее: 
Вот закон всесожжения: оно - всесожжение на костре, на жертвеннике должно быть всю ночь до утра. А огонь на жертвеннике должен гореть, не угасая.”
И сказал Б-г Моше: “Скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве грехоочистительной: на том месте, где режут жертву всесожжения, должна быть зарезана и жертва грехоочистительная. Коэн, совершающий очищение, может есть ее, на святом месте съедается она, во дворце Шатра Соборного. 
А всякая грехоочистительная жертва, которая вносится в Шатер для искупления во святилище, не должна быть съедена: огнем сжигается она. 
Жертва повинности, как и жертва грехоочистительная, достается коэну, который совершает ее. И вот закон о жертве мирной.  
Если кто в благодарность приносит ее, то должен также принести: хлеба пресные, смешанные с елеем, а также лепешки пресные, помазанные елеем, и сдобные хлеба, смешанные с елеем. 
И мясо мирной жертвы благодарности должно быть съедено в день приношения. 
Если же жертва приносима по обету или в добровольный дар, то мясо ее может быть съедено и на другой день. А мясо жертвы, оставшееся на третий день, должно быть сожжено на огне.
ПОСВЯЩЕНИЕ ААРОНА  И ЕГО СЫНОВЕЙ
И сказал Б-г Моше: “Возьми Аарона и его сыновей, и одежды, и елей помазания, и тельца очистительной жертвы, и двух овнов, и корзину с мацой. И собери всю общину при входе в Шатер. И посвяти их на служение в Шатре.”
И в течение семи дней посвящал Моше Аарона и его сыновей на должность, как и повелел Б-г.

 

ВАЯКХЕЛЬ

(Читается 28 марта)

И воззвал к Моше, и сказал Г-сподь ему из шатра соборного, говоря: Поговори с сынами Исраэлевыми и скажи им: когда кто из вас (хочет) принести жертву Г-споду, то из скота, из крупного или мелкого скота, приносите жертву вашу. 
ЖЕРТВА - ВСЕСОЖЖЕНИЕ
Если жертва его – всесожжение, то из крупного скота мужского пола, без порока, пусть принесет ее; ко входу шатра соборного пусть приведет его, чтобы приобрести ему благоволение пред Г-сподом. И возложит руку свою на голову жертвы всесожжения, и приобретет он благоволение для искупления его. И зарежет тельца пред Г-сподом; и принесут сыны Аароновы, священники, крови, и окропят кровью кругом жертвенник, который у входа шатра соборного. И снимет кожу с жертвы всесожжения, и рассечет ее по частям ее. И возложат сыны Аарона, священника, огонь на жертвенник, и разложат дрова на огне. 
И разложат сыны Аароновы, священники, эти части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике. А внутренности и голени ее вымоет он водою; и воскурит священник все на жертвеннике: это жертва всесожжения огнепалимая, благоухание, приятное Г-споду...
ХЛЕБОПРИНОШЕНИЕ
Если кто приносит хлебоприношение Г-споду, то из тонкой пшеничной муки должна быть жертва его, и пусть польет ее елеем и положит на нее лывоны. И принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет с нее полную горсть тонкой муки и елея со всей лывоной ее, и воскурит священник эту поминальную часть ее на жертвеннике огнепалимою жертвою, во благоухание, приятное Г-споду. Остальное же от приношения хлебного - Аарону и сынам его. 
Никакое приношение хлебное, которое приносите Г-споду, не должно быть сделано из квасного, ибо ни из какой заквасы и ни из какого меду не должны вы воскурять в огнепалимую жертву Г-споду. И всякое приношение твое хлебное соли солью, и не устрани соли завета Б-га твоего от дара твоего: при всякой жертве твоей приноси соль... 
МИРНАЯ ЖЕРТВА
А если жертва мирная (за благополучие) приношение чье-либо, то, если из скота крупного приносит он, мужского или женского пола, без порока, пусть принесет ее пред Г-сподом. И возложит руку свою на голову жертвы своей, и зарежет ее у входа шатра соборного; и покропят сыны Аароновы, священники, кровью жертвенник кругом. 
И принесет он из жертвы мирной в огнепалимую жертву Г-споду сальник, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях. И обе почки, и тук, который на них, который над стегнами, и перепонку, что над печенью, вместе с почками да отделит он это. 
И воскурят это сыны Аароновы на жертвеннике при всесожжении, на дровах, которые на огне, в жертву огнепалимую, в благоухание, приятное Г-споду.
ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА КОЭНА
И сказал Г-сподь Моше, говоря: Скажи сынам Исраэлевым, говоря: если кто согрешит по ошибке (против какой-либо) из заповедей Г-сподних запретительных и поступит против одной из них: eсли коэн согрешит во грех народу, пусть принесет за грех свой, который совершил, бычка из скота, без порока, Г-споду в грехоочистительную жертву. И приведет бычка ко входу шатра соборного пред Г-сподом, и возложит руку свою на голову бычка, и зарежет бычка пред Г-сподом. 
И возьмет священник помазанный крови бычка, и внесет ее в шатер соборный. И обмакнет священник перст свой в кровь, и покропит кровью семь раз пред Г-сподом, пред завесою святилища. И возложит священник крови на роги жертвенника благовонных курений, (который) пред Г-сподом в шатре соборном, всю же (остальную) кровь тельца выльет у основания жертвенника всесожжений, который у входа шатра соборного. И весь тук бычка грехоочистительной жертвы пусть вынет из него: тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях,
И обе почки, и тук, который на них, который на стегнах, и перепонку над печенью; с почками отделит это. Как это вынимается из быка жертвы мирной; и воскурит это священник на жертвеннике всесожжения. А кожу бычка и все мясо его с головою и с голенями, и внутренности его с пометом его - всего бычка пусть вынесет вне стана, на место чистое, где высыпается пепел, и сожжет его на дровах огнем; на месте высыпки пепла пусть будет он сожжен.
ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА ВСЕЙ ОБЩИНЫ
Если же вся община Исраэлева (согрешит) по ошибке, и скрыто будет дело от глаз общества, и сделают что-нибудь против заповедей Г-сподних, чего не надлежало делать, и станут виновны. То, когда сознан будет грех, которым они согрешили, пусть представит общество бычка из скота в очистительную жертву, и приведут его пред шатер соборный…
ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА КНЯЗЯ
Если князь согрешит и поступит против одной из заповедей Г-спода Б-га своего, как не надлежало поступать, по ошибке, и провинится; То, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть принесет свою жертву - козла без порока. И возложит руку свою на голову козла, и зарежет его на месте, где режут жертву всесожжения, пред Г-сподом: это жертва грехоочистительная. И возьмет священник крови грехоочистительной жертвы перстом своим, и возложит на роги жертвенника всесожжения, а (остальную) кровь ее выльет у основания жертвенника всесожжения. 
И весь тук ее воскурит на жертвеннике, как тук жертвы мирной (за благополучие); так искупит его священник от греха его, и прощено будет ему…
ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА ЧЛЕНА ОБЩИНЫ
А если согрешит кто-либо из народа земли по ошибке и сделает что-нибудь против одной из заповедей Г-сподних, чего не надлежало делать, и провинится, то, когда сознан будет им грех, которым он согрешил, пусть в жертву свою приведет козу без порока за грех свой, которым он согрешил…
Если кто согрешит в том, что слышал голос заклятия и был свидетелем, или видел или знал и не сообщил, то понесет на себе вину; Или, если прикоснется к чему-нибудь нечистому, или к трупу зверя нечистого, или к трупу скота нечистого, или к трупу гада нечистого, и это сокрыто от него, и он стал нечистым, и провинился.
Или, если прикоснется он к нечистоте человеческой, какая бы ни была нечистота, от которой оскверняются, но это сокрыто было от него, а (вот) познал он, что он виновен, Или, если кто поклянется речением уст сделать что-нибудь худое или доброе, обо всем, о чем человек произносит клятву, и это сокрыто было от него, но (вот) он узнал, и виновен в одном из этих (случаев), то, если провинится он в одном из этих (случаев), пусть в повинную Г-споду за грех свой, которым он согрешил, самку из мелкого скота, овцу или козу, в очистительную жертву; и искупит его священник от греха его. 
Если же не хватит его достатка на овцу, пусть принесет в повинную, что согрешил, двух горлиц или двух молодых голубей Г-споду: одного в грехоочистительную жертву, а другого во всесожжение…
И сказал Г-сподь Моше так: Если кто провинится проступком по ошибке против святынь Г-сподних, пусть принесет в повинную Г-споду из мелкого скота овна без порока, по твоей оценке в серебряных шекелях, по шекелю священному, в жертву повинности. За причиненный им святыне ущерб должен он платить и пятую долю того прибавить, и отдаст это священнику; и священник искупит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему.
А если кто согрешит и сделает что-нибудь против какой-либо из заповедей Г-сподних, чего не надлежало делать, и он не сознавал того, и провинился, и понесет грех на себе. Пусть принесет священнику из мелкого скота овна без порока по оценке твоей в жертву повинности; и искупит его священник от ошибки его, которую он сделал, не сознавая того, и прощено будет ему. Это жертва повинности, которою он провинился пред Г-сподом...
И сказал Г-сподь Моше так: Если кто согрешит и совершит проступок пред Г-сподом, и запрется пред ближним своим в том, что отдано ему на сохранение, или в наложении руки, или в хищении, или обманет ближнего своего, или найдет потерянное и не признается в этом, и поклянется ложно в чем-нибудь, что делает человек, греша этим, то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или вклад, который ему был доверен, или потерянное, что он нашел. За все вообще, в чем он поклянется ложно, он должен платить сполна и пятую долю того прибавить; тому, кому это принадлежит, должен отдать это в день (признания) вины своей. 
И в жертву повинности его пусть принесет Г-споду из мелкого скота овна без порока по оценке твоей как жертву повинности священнику. И искупит его священник пред Г-сподом, и будет прощено ему во всем, что бы ни сделал он, провинившись тем.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ААРОНА И ЕГО СЫНОВЕЙ
И сказал Г-сподь Моше, говоря: «Вот жертва Аарона и сынов его, которую они должны приносить Г-споду в день своего помазания: десятая часть эйфы тонкой, пшеничной муки в жертву постоянную; половина ее для утра, половина для вечера. На сковороде в елее она должна быть приготовлена, сдобной приноси ее, хорошо испеченной, как приношение хлебное; приноси ее в приятное благоухание Г-споду. И священник, помазанный на место его из сынов его, должен совершать сие; это постановление вовеки, Г-споду целиком да будет она воскурена. 
И всякое хлебное приношение священника должно быть цельным, не должно быть съедено».

 

ВАЯКХЕЛЬ

(Читается 21 марта)

МОШЕ СПУСТИЛСЯ С ГОРЫ СИНАЙ
После того, как Моше спустился с горы Синай, созвал он сынов Израиля и сказал:
«Шесть дней может совершаться работа, а день седьмой да будет свят для вас, день полного покоя, посвященного Б-гу. Всякий, кто совершит работу в тoт день, будет предан смерти. Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в субботу».
ПОВЕЛЕНИЕ Б-ГА О ДАРАХ
И сказал Моше всей общине сынов Израиля: «Вот, что повелел Б-г вам сказать: Возьмите у себя приношение и принесите Б-гу: золото, серебро, медь, голубую шерсть, багряницу, лен, бараньи шкуры, дерево акации, масло, драгоценные камни и т.д., и т.п. И каждый умелец пусть придет и сделает шатер и все принадлежности».
И все поспешили принести вышеуказанные дары. Женщины принесли свои золотые украшения, те, которые умели прясть, принесли пряжу, другие спряли козью шерсть. А вожди принесли драгоценные камни, и благовония, и масло.
БЕЦАЛЕЛЬ И ОГОЛИАВ - ОСНОВНЫЕ УМЕЛЬЦЫ-СТРОИТЕЛИ ШАТРА
И сказал Моше сынам Израиля: «Смотрите, дал Б-г Бецалелю - сыну Ури, сына Хура божественный дух, мудрость, разумение и талант к любому ремеслу, а также Оголиава, сына Ахисамаха, одарил Б-г талантами.» И призвал Моше Бецалеля и Оголиава, и всякого мудрого сердцем и умельца для совершения работы.
А люди продолжали приносить дары, пока Моше не провозгласил, что больше не надо.
И сделали покрытие шатра из скрученных вместе нитей голубой шерсти, льна, багряницы и червленицы, с вытканными изображениями ангелов на них. И сделали покрывало шатра из 11 полос козьей шерсти, и сделали покрывало шатра из красных бараньих шкур, и покрывало из шкур тахашей сверху него.
И сделали балки для шатра из прочных стволов акации. По два уступа на одной стороне балки и по два углубления на противоположной стороне, чтобы соединить две противоположные балки.
А балки покрыли золотом, кольца - золотые, и засовы покрыли золотом. И соткали завесу и сделали для нее столбы из акации, покрытые золотом. И сделали вышитый полог для входа в шатер и пять столбов для него.
И сделали стол из акации, покрыли его золотом, и сделали вокруг него золотой венец.
И сделали менору из чистого золота, из цельного слитка она была изготовлена.
БЕЦАЛЕЛЬ ПОСТРОИЛ КОВЧЕГ
И сделал Бецалель ковчег из акации: два с половиной локтя - длина, полтора локтя - ширина, полтора локтя - высота. И покрыл его чистым золотом внутри и снаружи. И сделал вокруг золотой венец вверху. И отлил четыре золотых кольца по четырем углам, и сделал шесты из акации и покрыл их золотом, и вставил шесты в кольца по бокам ковчега, чтобы переносить его.
 И сделал крышку из чистого золота, и сделал двух ангелов на двух концах крышки, которых он выковал вместе с крышкой. И простирали они свои крылья вперед и вверх, прикрывая крыльями своими крышку ковчега.
 И сделали жертвенник из акации для воскурения благовоний. И покрыли его чистым золотом. И сделали шесты из акации, покрытые золотом, для переноски жертвенника. И сделали масло для священного помазания и смесь благовоний для воскурения.
ИЗГОТОВИЛИ ЖЕРТВЕННИК ДЛЯ ПРИНЕСЕНИЯ ЖЕРТВ ВСЕСОЖЖЕНИЯ 
И сделали жертвенник для принесения жертв всесожжения - четырехугольный. Пять локтей в длину и в ширину три. И покрыли жертвенник медью. И сделали все принадлежности жертвенника: горшки, ковши, вилы, совки, - все из меди. И сделали на жертвеннике медную решетку, и сделали шесты из акации, покрытые медью для переноски.
СДЕЛАН УМЫВАЛЬНИК
 И сделали умывальник из меди, на медном основании. Сделали это из медных зеркал женщин, которыми они пользовались в Египте, и принесли в дар для постройки Шатра.
СДЕЛАНА ОГРАДА ДВОРА
И сделали ограду двора вокруг Шатра. С южной стороны и с северной соткали льняной занавес длиной в сто локтей и сделали по двадцать столбов.
И выткали расшитый занавес для входа во двор из нитей голубой шерсти, багряницы, червленицы и льна, скрученных вместе. И был он в длину двадцать локтей, и в высоту - пять локтей, и сделали для него четыре столба.
ПЕКУДЕЙ (Итоги)
(Читается 21 марта)
ИТОГИ СООРУЖЕНИЯ ШАТРА
И вот, итоги сооружения Шатра Откровения, подведенные левитами во главе с Итамаром, сыном Аарона, по приказу Моше.
Всего золота, употребленного в работе, было 29 кикаров и 730 шекелей (кикар - 68,4 кг. -3000 шекелей). Серебра пошло на работу - 100 кикаров и 1775 шекелей. 
“Бека” - половины шекеля, полученного с каждого, прошедшего подсчет - от двадцати лет и старше, получены от 603550 сынов Израиля. А меди пошло на работу - 70 кикаров и 2400 шекелей.
А из голубой шерсти, багряницы и червленицы сделали служебные покрывала (в них закутывали священные предметы Шатра перед тем, как сняться со стоянки и тронуться в путь).
СДЕЛАЛИ ОДЕЖДУ ДЛЯ ААРОНА
И сделали священные одежды Аарону, как Б-г повелел Моше.
И соткали хитоны для Аарона и его сыновей. И сделали льняной тюрбан, и сшили льняные штаны, и соткали вышитые пояса.
И сделали венец из чистого золота, с надписью: “Святыня Б-гу”.
МОШЕ БЛАГОСЛОВИЛ ВСЕХ
И завершилась работа по сооружению Шатра. И доставили весь Шатер к Моше. И осмотрел Моше все сделанное и благословил их Моше.
ПОВЕЛЕНИЕ Б-ГА УСТАНОВИТЬ ШАТЕР 
И сказал Б-г Моше: в первый день первого месяца (нисан) воздвигни Шатер Откровения: 
Поставь ковчег свидетельства и закрой крышкой. Внеси стол, заложи хлеб в определенном порядке, и внеси менору, и зажги светильники ее. 
Поставь золотой жертвенник для воскурения напротив ковчега; повесь полог, закрывающий вход в шатер.
Поставь жертвенник для принесения жертв всесожжения перед входом в шатер.
Поставь умывальник между Шатром и жертвенником и налей в него воды. И поставь ограду двора вокруг Шатра и повесь занавес, закрывающий вход во двор Шатра.
МОШЕ ОСВЯТИЛ ШАТЕР И ВСЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Возьми масло и помажь Шатер и все его принадлежности и освяти их.
Приведи Аарона и его сыновей ко входу в Шатер и омой их водою. И одень Аарона в его священные одежды. И помажь его, тем самым ты освятишь его. И помажь его сыновей, и даст им их помазание право быть Моими служителями навеки.
И сделал Моше все согласно тому, как Б-г повелел.
МОШЕ ЗАВЕРШИЛ РАБОТУ
И воскурил он благовония утром и вечером на золотом жертвеннике.
И на жертвеннике для принесения жертв принес он жертвы всесожжения (постоянное всесожжение) и хлебный дар, на восьмой день к нему присоединились Аарон и его сыновья, таким образом начав свою должность.
И установил Моше ограду двора вокруг Шатра и жертвенника и повесил занавес, закрывающий вход во двор.
И завершил Моше эту работу.

 

КИ-ТИСА

(Читается 14 марта)

И обратился Б-г к Моше и сказал: когда будешь ты проводить всеобщий подсчет сынов Израиля, то перед подсчетом каждый принесет Б-гу искупительную жертву - половину шекеля, и не будут поражены мором при подсчете. И эти деньги пусть идут на устройство шатра откровения.
И сказал Б-г Моше: возьми лучших благовоний - мирры, ароматной корицы, ароматного тростника, кассии, оливкового масла и сделай из всего этого масло для священного помазания и освяти им все предметы Шатра, а также Аарона и его сыновей. И сказал Б-г Моше: «Возьми благовонных снадобий по своему выбору, а также бальзам, шхелет, хельбены, чистый ладан. Сделай из них смесь для воскурения. И обратился Б-г к Моше с такими словами: «Дал Я Бецалелю Б-жественный дух, мудрость и разумение, и талант к ремеслу, и назначил Оголиава работать вместе с ним, и сделают они шатер и все его принадлежности». 
И обратился Б-г к Моше с такими словами: «Скажи сынам Израиля так: субботы мои храните, это знак между мною и вами на все поколения ваши, чтобы знали все, что я Б-г, освящающий вас. И соблюдайте субботу - потому, что она для вас святыня. Тот, кто нарушает субботу, будет предан смерти, ибо душа каждого, кто в субботу работает, будет отторгнута от народа своего. Шесть дней работай, а седьмой день - суббота, день абсолютного покоя - святыня для Б-га. И соблюдайте субботу, отделяя ее от всех остальных дней недели, и соблюдайте ее во всех поколениях. Это - вечный завет. Суббота - вечный знак союза между мною и сынами Израиля, напоминание о том, что шесть дней творил Б-г небеса и землю, а в седьмой день - прекратил и обратился к мирам духовным».
 Прежде, чем перейти к следующей части главы, необходимо сказать, что, когда евреи вышли из Египта, с ними вышло много неевреев, которым Моше разрешил присоединиться к ним, даже не спросив Б-га.
 И когда Моше поднялся на гору Синай, он сказал, что вернется через 40 дней, не считая тот день, что поднялся. И вот, когда по прошествии сорока дней, считая тот день, что поднялся, Моше не вернулся, то люди испугались, что он погиб. И тогда неевреи стали создавать беспокойство в лагере и подстрекать евреев, которые не были крепки в вере, что им нужно создать вождей, которые поведут их вместо Моше.
И тогда Аарон, чтобы протянуть время, приказал им принести золотые кольца с ушей своих жен и детей. И стал делать тельца. И собрался народ, и стал есть и пить, и поклоняться идолу.
Б-Г УГРОЖАЕТ УНИЧТОЖИТЬ ЕВРЕЕВ
А в это время Б-г уже дал Моше Скрижали Завета. И вдруг Он сказал Моше: «Иди, спустись вниз. Быстро сошел этот народ с пути, который я заповедал. И решил я уничтожить их, а от тебя произведу великий народ».
МОШЕ УМОЛИЛ Б-ГА ПРОСТИТЬ ЕВРЕЕВ
И стал Моше умолять Б-га, говоря: «Зачем тебе гневаться на народ свой, который ты вывел из Египта, зачем допустить, чтобы египтяне сказали, что Б-г вывел евреев, чтобы уничтожить их. Вспомни Авраама, Ицхака и Яакова, которым ты поклялся привести евреев на обетованную землю».
МОШЕ РАЗБИВАЕТ СКРИЖАЛИ
И передумал Б-г (под действием молитв Моше) и решил не делать того зла, которым угрожал народу. Когда Моше спустился с горы со Скрижалями Завета и увидел народ, пляшущий у золотого тельца, то в гневе он разбил Скрижали Завета. 
Затем Моше вновь поднялся к Б-гу и сказал: «Выслушай меня. Совершил этот народ страшный грех, и скажи мне, простишь ли ты их? Если нет, то вычеркни меня из книги, которую Ты написал». И ответил Б-г: «Того, кто согрешил передо мной, сотру Я из книги моей. А теперь иди в ту землю, которой Я поклялся Аврааму, Ицхаку и Яакову, и пошлю Я с тобой ангела». И когда, услышал народ эту весть, погрузились они в скорбь.
 И сказал Моше Б-гу: «Ты сказал, что благоволишь ко мне, тогда научи меня своим путям. И смотри - эти люди - Твой народ (на примере этого народа покажи, что значит обрести в глазах твоих благословение). Если Ты сам не пойдешь с нами, то лучше и не выводи нас отсюда”. И сказал Б-г Моше: «Пойду Я с вами».
ВТОРЫЕ СКРИЖАЛИ ЗАВЕТА
И сказал Б-г Моше: «Выруби две скрижали из камня, и напишу Я на этих скрижалях то, что было написано на первых». И сделал Моше, как сказал ему Б-г, и взошел утром на гору Синай, держа в руках скрижали.    
И спустился Б-г в облаке и встал там рядом с ним и возгласил Б-г, 
Б-г могучий, 
милостивый
и милосердный,
долготерпеливый,
Тот, чьи любовь и справедливость безмерны,
Помнящий добрые дела отцов для тысяч поколений и потомков,
Прощающий грех,
И непокорность,
И заблуждение,
И очищающий раскаявшегося, но не очищающий не раскаявшегося,
Припоминающий вину отцов детям и внукам до третьего и четвертого поколения, если они грешат.
И сказал Б-г: «Вот, Я заключаю с вами союз. Соблюдай же то, что Я приказываю тебе сегодня: остерегайся заключать союз с жителями той страны, куда идешь ты - как бы это не стало для тебя ловушкой. Если заключишь ты союз с жителями этой страны, будут они распутничать в служении богам своим, и возьмешь ты из их дочерей жен для сыновей, и твоих сыновей развратят они служением своим божествам.
Не делай себе литых богов. Праздник опресноков (пасху) соблюдай. Каждый первенец принадлежит Мне. Шесть дней будешь трудиться, а седьмой день прекращай работу - даже во время пахоты и жатвы.
Праздник Шавуот соблюдай. Три раза в году пусть являются все мужчины твои пред лицом Б-га в Храм. Первинки урожая плодов земли приноси в Храм Б-га.
«Не вари козленка в молоке матери его.» Имеется в виду любой детеныш скота: козленка, ягненка, теленка. (Запрещено: варить мясо и молоко вместе; есть эту пищу; извлекать из нее какую-либо пользу, если она уже приготовлена).
И сказал Б-г Моше: «Запиши себе это, ибо это основа союза Моего с тобою и Израилем».
И провел там на горе Моше сорок дней и сорок ночей, и когда спустился Моше с горы, то увидели Аарон и все сыны Израиля, что лицо Моше излучает свет, и боялись они подойти к нему.
И позвал их Моше и передал всем повеления Б-га.

Тецаве–Повеление

(Читается 7 марта)

ПОВЕЛЕНИЕ Б-ГА ОБ ААРОНЕ
И сказал Б-г Моше: “После завершения постройки Шатра откровения поставь первосвященником - коэн а гадоль - брата Аарона, а его сыновей священнослужителями коаним. 
Сделайте специальные одежды только для них, в которых они будут проводить службу. Это следующие одежды: хошен, эйфод, мантия, клетчатый хитон, тюрбан, пояс.
КАК СОТКАТЬ ЭЙФОД
Пусть соткут эйфод из нитей золотых, нитей голубой шерсти,    багряницы, червленицы и льна, скрученных вместе. Две лямки, соединяющие его обе стороны, должны быть у него, и будут они пришиты к эйфоду и поясок, чтоб подвязать эйфод, должен быть соткан вместе с эйфодом. И возьми два камня-оникса и вырежи на них имена сынов Израиля: шесть имен на одном камне, шесть на другом. 
И помести каждый камень в золотую оправу, и прикрепи оба камня к лямкам эйфода. Эти камни - напоминание Б-гу о сынах Израиля, о их праведности.
Эти же камни должны были укреплять связь народа Израиля с Б-гом.
КАК СДЕЛАТЬ ХОШЕН
Сотки Хошен, выясняющий истину, из таких же нитей, как эйфод. Хошен служил для того, чтоб спрашивать Б-га вопросы, касающиеся судьбы всего Израиля. Хошен должен быть четырехугольным, двойным (как карман). И вставь в него камни в золотых оправах, в четыре ряда. Первый ряд - рубин, топаз, изумруд; второй ряд – бирюза, сапфир и бриллиант; третий ряд - опал, агат и аметист; четвертый ряд - хризолит, оникс и яшма. Камней должно быть двенадцать – по числу колен израильских. И на каждом камне должно быть вырезано имя. 
И сделай для камня шнурки, витые из чистого золота, и сделай для него два золотых колечка на двух верхних углах хошена, обращенных к левым и правым лямкам эйфода. И прикрепи два золотых шнурка к двум колечкам. А два других конца обоих шнурков прикрепи к двум оправам (на эйфоде). 
И сделай еще два золотых колечка, и помести их на двух других концах хошена, на краю его внутренней стороны, обращенной к эйфоду. И сделай еще пару золотых колечек, и прикрепи их к обеим лямкам эйфода снизу, с внешней стороны, и когда привяжут хошен за кольца его к кольцам эйфода шнурком из золотой шерсти, то не будет двигаться хошен с эйфода.
И будет носить Аарон имена сынов Израиля на Хошене, выясняющем истину, на сердце своем, входя в святилище - для доброго напоминания Б-гу постоянно, и вложи в Хошен урим и тумим. (Б-г передал тайну урим и тумим только Моше, и Моше изготовил их сам.)
Когда Моше надел на Арона хошен, он вложил в него урим и тумим и благодаря им получил возможность отвечать на вопросы, касающиеся всего народа в целом. Из букв, вырезанных на камнях хошена, складывался ответ на вопрос.
КАК СДЕЛАТЬ МАНТИЮ
Мантия - длинная рубаха, которая одевалась на хитон. И сотки мантию, на которую надевается эйфод, целиком из голубой шерсти. И будет отверстие для головы в центре, и ворот вокруг этого отверстия должен быть соткан воедино с мантией и загнут внутрь. 
И сделай по подолу мантии гранаты (круглые и полые) из нитей голубой шерсти, багряницы и червленицы, и между ними будут золотые колокольчики. И будет она на Аароне во время служения, и будет он входить в святилище. (Чтоб, услышав звук, все удалялись вовремя).
КАК СДЕЛАТЬ ВЕНЕЦ
И сделай венец из чистого золота, и сделай на нем надпись, как на печати: «Святыня Б-гу». (Венец охватывал лоб первосвященника). И подвесь его на шнурке из голубой шерсти, который пройдет по верху тюрбана.
Венец имел три отверстия: два по концам и одно посередине, через них продевались три шнурка из голубой шерсти. Средний шнурок был протянут поверх тюрбана. Все шесть концов этих шнурков завязывались сзади на затылке. И будет Аарон венцом искупать грех осквернения всех святых приношений, посвященных Б-гу сынами Израиля. И будет он на лбу его постоянно, чтоб благоволил им Б-г.
И сотки клетчатый хитон из льна (длинная рубаха, одеваемая на голое тело), и сделай им льняные штаны, чтоб прикрывать наготу от поясницы до колен.
И для сыновей Аарона сделай хитоны и пояса, и головные уборы, чтоб все почитали коэнов и восхищались великолепием их облика. И облачи в эти одежды Аарона и его сыновей, и соверши обряд посвящения, и освяти их, и будут они служить мне.
ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ
И вот что должен сделать, чтобы освятить их для служения Мне: возьми одного молодого быка и двух баранов без единого недостатка; сухих пресных хлебов из теста, замешанного на оливковом масле, и пресных лепешек, помазанных оливковым маслом, положи их в корзину и принеси их с корзиной (хлебов каждого вида и лепешек должно быть по десять), а также приведи быка и двух баранов. Аарон и его сыновья должны совершить омовение водой (миквы) и придти в шатер откровения.
Облачи их в специальные одежды и возлей масло на голову Аарона и его сыновей. И возложат Аарон и его сыновья руки на голову быка; и зарежь быка у входа в шатер. И возьми весь сальник, и грудобрюшную преграду, и воскури это на жертвеннике. А мясо быка и шкуру его, и его нечистоты сожги в огне вне стана - это очистительная жертва.
И возьми одного из баранов, зарежь его, и кровью окропи жертвенник. И воскури барана на жертвеннике - это жертва всесожжения. И возьми второго барана, и возложат Аарон и его сыновья руки на голову барана. И зарежь его, и помажь кровью мочку правого уха Аарона и его сыновей, и большой палец правой руки и ноги, и окропи кровью жертвенник.
И кровью жертвенника, и маслом для помазания окропи Аарона и одежды его, сыновей Аарона и их одежды.
И возьми жир барана, курдюк, жир покрывающий внутренности, грудобрюшную преграду и обе почки, и правую заднюю голень - это жертвоприношение при вступлении в должность. А также один каравай сухого хлеба, один каравай, испеченный из теста, замешанного на оливковом масле, и одну лепешку из корзины с пресными хлебами положи на ладони Аарона и его сыновей и приподними все это в знак посвящения Б-гу. И возьми все это с ладоней, и воскури вместе с жертвой всесожжения. От мирных жертв грудина и голень - для коэнов.
Мясо второго барана возьми и свари в святом месте. И поедят его Аарон и сыновья вместе с хлебом из корзины, а то, что останется - сожги на огне. Сделай все, что я сказал тебе, в течение семи дней.
Семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и станет жертвенник - святая святых; все, что касается жертвенника, освятится.
ПОСТОЯННЫЕ ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ
И вот каждый день будешь приносить на жертвенник 2-годовалых ягнят в день постоянно. Одного ягненка утром, другого - днем. Утром также принеси десятую часть эйфы лучшей муки, смешанной с четвертью гина масла и вина, чтобы возлить на жертвенник. То же самое днем со вторым ягненком. Это постоянные всесожжения на все поколения ваши у входа в Шатер откровения.
А также сделай жертвенник для воскурения благовоний. 
“И Я буду появляться в назначенное время, чтобы говорить с тобой. И буду являться там в назначенное время сынам Израиля. И буду Я обитать среди сынов Израиля и буду им Б-гом. 
И узнают они, что Я - Б-г, всесильный Б-г их, который вывел их из страны Египетской, чтобы обитать Мне среди них. Я - Б-г всесильный, Б-г их.”