top of page

ЕСЛИ ДРАКА НЕИЗБЕЖНА — УБЕЙ ПЕРВЫМ


Иссер Харель. Руководитель служб разведки и безопасности Израиля (с 1948 по 1963 г.г.) Фото: Israel Press and Photo Agency (I.P.P.A.) / Dan Hadani collection, National Library of Israel / CC BY 4.0


История Иссера Хареля — главы «Моссада», который добился того, что враги Израиля нервно вздрагивали, услышав название политической разведки страны.


Нынешние события на Ближнем Востоке обернулись критикой в адрес спецслужб Израиля, до сих пор считавшихся эталоном среди мировых разведок и контрразведок. В 75-летней истории израильских спецслужб было всякое, но больше всё-таки успехов, заставлявших восхищенно (или в страхе) замирать всю мировую общественность. Нынешние события дают повод вспомнить об израильских разведчиках, сделавших израильские спецслужбы легендарными: о создателе «Моссада» Иссере Хареле, покинувшем свой пост ровно 60 лет назад, и о Викторе Граевском, умершем 18 октября 2007 года в возрасте 82 лет. Именно благодаря Граевскому весь мир узнал о «Моссаде».


То, что палестинцы атаковали Израиль в 50-ю годовщину войны Судного дня (6 октября 1973 года), мировые СМИ отметили сразу после первых сообщений о начале боевых действий в секторе Газа. Палестинцы и не скрывали, что приурочили удар именно к этой дате, потому что считают ту войну успешной для арабских соседей Израиля. Более того, уже сейчас внимательный взгляд моментально определит совпадения в событиях, разделенных половиной века. И в 1973-м, и в 2023-м не на высоте оказались военная и политическая разведки Израиля.


Каким образом спецслужбы Израиля, проводившие успешные операции по всему миру, «проспали» вторжение 73-го года и почему наступили на те же грабли спустя 50 лет? Ответы на эти вопросы следует искать в событиях, уже ставших историей, но от этого не потерявших свою значимость.


НЕЛЕГАЛ И ДИВЕРСАНТ


Израиль как современное государство образовался в 1948 году. Этот год можно считать и днем рождения спецслужб этой страны. Однако создавались они не на пустом месте, а из боевых подпольных организаций, действовавших на этой территории задолго до 1948 года. С самой знаменитой спецслужбой Израиля «Моссад», однако, дело обстоит иным образом. Официально созданная в декабре 1949 года, эта организация стала что-то собой представлять лишь в 1952 году, когда структуру возглавил Иссер Харель, легенда израильской разведки, более известный в Израиле как Иссер-Маленький.


До переезда в Палестину Хареля звали Изя Гальперин. Он родился в 1912 году в Витебске (Беларусь), где его отец Натан управлял заводом по производству уксуса. Вообще-то, Натан Гальперин с детства имел тягу к богословию, блестяще окончил еврейскую религиозную гимназию в Варшаве и готовился стать раввином. Но в семье решили иначе и женили Натана на Иохевед Левиной, младшей дочери владельца нескольких заводов по производству уксуса, один из которых располагался в Витебске. Так несостоявшийся раввин и стал бизнесменом.


После того как власть в восточной части Беларуси окончательно перешла к большевикам, семья Гальпериных уехала в Даугавпилс. В 1928 году Изя вступил в сионистскую организацию «Ха-Шомер ха-цаир» и стал активно готовиться к переезду в Палестину. Так как предполагалось, что жить он будет в кибуце (еврейская трудовая община), Изя, не сдав экзамены в средней школе, уехал с друзьями в еврейскую общину под Ригой. Там он около года получал навыки крестьянской работы.

Синагога в Даугавпилсе, начало ХХ века. Фото: Wikimedia


В августе 1929 года мир содрогнулся от погрома в Хевроне — событий, произошедших в нескольких городах Палестины. Это было одно из первых кровавых столкновений арабов и евреев в XX веке. В результате погромов погибло более ста евреев, больше всего (67) — именно в Хевроне. Остальные члены еврейской общины (около 500 человек) вынуждены были бежать из города.


Изя Гальперин и еще несколько таких же молодых и горячих парней приняли решение срочно отправляться в Палестину, чтобы защищать братьев по вере.


В Палестине в то время действовала подпольная военизированная еврейская организация «Хагана», члены которой нуждались в оружии. Отправляющимся в Палестину молодым евреям были переданы несколько пистолетов, чтобы по приезде они доставили их в «Хагану». Но по прибытии в Палестину выяснилось, что британские власти, имевшие международный мандат на управление теми территориями, резко ужесточили правила провоза багажа и досмотра пассажиров и их тщательно обыскивали. Тем, у кого было обнаружено оружие, отказывали в выходе на берег.


Большинство евреев, имевших с собой стволы, повыбрасывали их за борт. А Иссер Харель (чтобы получить визу в Палестину, Изе Гальперину пришлось подделать документы, добавив себе лишний год: так и появился на свет Иссер Харель) не стал выкидывать пистолет. Он запихнул его в буханку хлеба и таким образом пронес оружие на берег. Он был единственным, кто так сделал, и этим заслужил уважение боевиков «Хаганы».


В Палестине Иссер жил в кибуце Шефаним под Тель-Авивом. Среди жителей Шефанима Харель получил прозвище «Стахановец» — за фанатичное трудолюбие. Он быстро освоил иврит, но до конца жизни так и не смог избавиться от русского акцента. В кибуце он познакомился с девушкой из Польши Ребеккой. Этот союз стал настоящим сюрпризом для остальных членов кибуца. Иссер выглядел мрачным и нелюдимым типом, да еще и маленького роста (155 см), а Ребекка была шумной активной веселой девушкой. Позже те, кто близко знал Иссера Хареля, будут утверждать, что за всю свою жизнь Иссер подчинялся только двум людям: своей жене, которую друзья и соседи называли «Амазонкой», и первому премьер-министру Израиля Давиду Бен-Гуриону.

Еврейские солдаты в британской армии, 1942 год. Фото: National Photo Collection of Israel


После начала Второй мировой войны Харель вступает добровольцем в британскую армию и проходит подготовку в спецшколе для диверсантов. Но повоевать с немцами ему не удалось. В 1940 году Иссер избил британского офицера за антисемитские высказывания и был вынужден перейти на нелегальное положение. До 1944 года он состоит в подразделении «Хаганы», которое патрулировало побережье и встречало нелегальных иммигрантов.


Одновременно с патрулированием Иссера привлекают для работы в недавно организованной внутри «Хаганы» «Шерут едиот» (в переводе с иврита — «информационная служба»), или сокращенно — «Шай». Задача Харелю была поставлена довольно специфическая: он должен был собирать информацию на членов еврейских террористических группировок «Иргун» и «Лехи».


В 1946 году Иссер Харель возглавил «Еврейский дивизион», одно из подразделений «Шай». Именно в то время он получил прозвище, под которым вошел в историю, — «Иссер-Маленький». Так его прозвали потому, что в то время «Шай» руководил еще один Иссер по фамилии Беери. В Израиле и сейчас принято обращаться к начальству только по имени, а уж тогда тем более.


Чтобы отличить одного Иссера от другого, им и дали прозвища. Беери стал «большим», а Харель — «маленьким».


«ПОДОБНО ДЛИННОЙ РУКЕ…»

Реувен Шилоах. Первый директор израильской внешней разведки «Моссад», 1948 год.

Фото: National Photo Collection of Israel


После провозглашения государства Израиль в 1948 году создаются и официальные спецслужбы — «Шерут модиин» (военная разведка, позже переименованная в АМАН), ШАБАК (служба безопасности). Первую возглавил бывший начальник «Шай» Иссер Бери, вторую — Иссер Харель. Через год Бен-Гурион решает учредить еще и политическую разведку, которая и получила название «Моссад» («Ведомство разведки и специальных задач»), поставив во главе Реувена Шилоаха, в 1940-м создавшего «Шай».


Последний был не столько разведчиком, сколько политическим деятелем. После окончания Второй мировой войны он мотался по Европе, закупая оружие и организовывая массовый переезд бывших узников концлагерей, несколько раз встречался с королем Иордании, ведя переговоры о покупке земель, светился на дипломатических приемах, а в 1949 году был назначен послом Израиля в США. Там он познакомился с адмиралом Сидни Соерсом (первый руководитель Управления центральной разведки, учрежденного Гарри Трумэном в 1946 году, позже переименованного в ЦРУ), наладив постоянный контакт американской и израильской разведок.


В 51-м Шилоаха отзывают из США и напоминают о «Моссаде», на должности директора которого Реувену приходилось заниматься чисто административными вопросами и рутиной, к чему у него явно не лежала душа. Шилоах откровенно манкировал своими обязанностями, из-за чего постоянно ссорился с Бен-Гурионом. Наконец, в 1952 году он подает прошение об отставке, которое удовлетворяется. Новым директором «Моссада» становится Иссер Харель, продолжая при этом сохранять свой пост в ШАБАКе. Таким образом Иссер-Маленький стал единственным в истории Израиля одновременным руководителем разведки и контрразведки.


Продолжение следует.


Сергей Швец,

специально для «Новой газеты Европа».


2 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
  • Ohr Natan

«Дружба» © 2023

bottom of page