top of page

ВЕЛИКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: ОТ СМЕРТИ СТАЛИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ

(В сокращении)


Антисионистский комитет советской общественности
Антисионистский комитет советской общественности


В 2022-м русские евреи оказались не на стороне державы и ее режима. На этом они распрощались с Россией. Родиной русских евреев стал Израиль.


Время словно бы повернулось назад. Как и в 1920-е годы, люди, воспринимаемые широкой публикой как евреи или отчасти евреи, оказались в 1990-е "перепредставленными" и во власти, и в частном предпринимательстве.


Двойное засилье - 2


Возвращение евреев во власть началось "снизу", через свободные выборы. Конечно, феномен Учредительного собрания, в котором каждый десятый был евреем, не повторился. Однако депутаты еврейского происхождения составили не меньше 2% общесоюзного и российского депутатского корпуса, избранного в 1989-1990-х годах. Но это, конечно, не было "засильем".


Зато в 1991-1992-х годах в российском правительстве реформ оказались несколько человек с еврейскими корнями, включая его руководителей Егора Гайдара и Анатолия Чубайса. Хотя народное отношение к реформаторам быстро стало враждебным, "еврейская" тема в массе неприязненных выпадов против реформаторов оставалась на периферии. В качестве "ненаших" их обличали скорее как интеллигентов и западников, чем как предполагаемых евреев.


А на противоположном полюсе бившее в глаза еврейское происхождение нисколько не помешало всплывшему тогда же Владимиру Жириновскому сделать карьеру балаганного русского националиста. Ослабление в те годы народных антиеврейских инстинктов было очевидным.


По той же причине не вызвало ажиотажа и то, что российские евреи восстановили свою традиционную "перепредставленность" в медиа, во многом утраченную из-за гонений на "космополитов". Многочисленность журналистов с еврейскими корнями на ТВ и в газетах была очевидна, но публика не возражала.


Волна юдофобии поднялась немного позже, и ее повод тоже был традиционным. К середине 1990-х оказалось, что большинство бизнес-магнатов первого призыва происходят из еврейской среды. Все, кроме одного-двух участники "Семибанкирщины" 1995-1996-го годов были полностью или частично евреями, а в двадцатке капитанов первых волн приватизации евреев оказалось не меньше трети.


Причиной этого была не только их специфическая "еврейскость". Когда начался большой дележ собственности, они оказались в нужном месте и в нужное время просто в качестве хорошо осведомленных москвичей. Но сказалось и то, что отказ от антипредпринимательских шаблонов и тормозов советского поведения в русско-еврейской среде случился раньше и шел быстрее, чем у других.


Особую непопулярность приобрел Борис Березовский, который в качестве скоробогача, медиамагната и предполагаемого теневого правителя страны воплощал все основные юдофобские стереотипы. Отметим повторяемость сюжетов. Как и в 1920-е, полные и частичные евреи, занимавшие в 1990-е высокие позиции, не были единым сообществом и не продвигали "еврейские" интересы или программы. Приобретение приватизируемой собственности людьми с еврейскими корнями не координировалось и не поощрялось никаким "еврейским" центром.


Березовский был типичным для российской автократии безответственным придворным интриганом. А Чубайс - типичным российским сановником и главой банального российского чиновничьего клана. Его борьба с Березовским и Гусинским в 1997-1998 годах была столь же непримиримой, как борьба Троцкого с Каменевым и Зиновьевым 70 годами раньше, и тоже привела в итоге к фатальным результатам для обеих противоборствующих сторон.


Режим Ельцина до конца сохранял лояльность к своим подданным-евреям. Традиционные страхи перед юдофобским поворотом раз за разом не оправдывались. В путинскую диктатуру представители русско-еврейской среды вступили в качестве заметных и влиятельных фигур во множестве сфер.


Прощальное дружелюбие России


Новые репатрианты
Новые репатрианты

"Еврейская" сторона первых 10-15 лет правления Владимира Путина выглядела по-своему идиллически. Правитель казался без пяти минут юдофилом. На высших должностях в его администрации и правительстве служило несколько евреев. А давние приятели, братья Ротенберги, стали придворными миллиардерами, наряду с другими его знакомцами. Да и братья Ковальчуки тоже подпадают под Закон о возвращении.


Гонения на Березовского и судебная расправа с Ходорковским не подавались режимом в качестве юдофобских акций и обычно воспринимались как мероприятия, предпринятые для упрочения власти автократа.


Отношения с Израилем были хороши как никогда. В те годы проводимые в России опросы показывали, что к Израилю позитивно относится в несколько раз больше россиян, чем негативно. Путин наносил в Израиль сердечные визиты (в 2005-м и 2012-м), подружился с Ариэлем Шароном и Биньямином Нетаниягу, сотрудничал с Израилем в открытых и закрытых сферах. Российский диктатор охотно рассуждал о духовном и культурном родстве россиян и израильтян.


Популярность Путина и его режима в Израиле тоже долго была высокой. На президентских выборах в 2004-м на израильских участках за него были подано 67% голосов (против 25% за Ирину Хакамаду). Но к следующему путинскому избранию, в 2012-м, наметился перелом: на этот раз он набрал в Израиле только 48% голосов (против 40% у Михаила Прохорова). Это было эхом российских событий.


Евреи в России, и особенно в Москве, в большинстве своем поддержали антирежимные уличные выступления 2011-2012-го годов. В эти годы возобновилась еврейская эмиграция по политическим мотивам. В 2014-м ее подтолкнуло и первое российское вторжение в Украину. Но пока эмиграция оставалась небольшой.


К началу 2020-х численность русско-еврейского сообщества в РФ, хоть и снижалась по демографическим причинам, все еще составляла несколько сотен тысяч - "официальных" и "неофициальных". Частью его были постоянно живущие в России израильские граждане (50-80 тысяч, по разным оценкам).


Россия все еще выглядела благоприятным местом для евреев. В столицах еврейские интеллектуалы оставались весьма заметной и активной частью интеллигенции. Правда, теперь самыми известными из них становились критики или открытые противники режима Путина.


Дальнейшая судьба русско-еврейской среды накануне второго российского вторжения в Украину выглядела хоть и не мажорной, но по-своему естественной: углубляющаяся ассимиляция, постепенная утрата еврейской индивидуальности, плавное убывание "перепредставленности" и небыстрое, но безвозвратное растворение в массе россиян. Это могло занять еще не один десяток лет. Война перечеркнула этот сценарий.


Крушение "перепредставленности"


Неполные четыре года, прошедшие после 24 февраля 2022-го, стали временем стремительной ликвидации "засилья" русских евреев во всех сферах. В Израиль за это время репатриировались почти 100 тысяч выходцев из РФ. Массовость исхода в первые два года войны соответствовали пиковым цифрам 1990-1991-го годов. Тогда это был разрыв с СССР, теперь - с постсоветской Россией.


Формально говоря, даже и такой поток не особенно уменьшил общее число оставшихся в РФ людей с еврейскими корнями. По мнению израильского министерства алии, в РФ и сейчас остается около полумиллиона человек, подпадающих под Закон о возвращении.


Иногда называют и гораздо более высокие цифры. Но это именно формальный взгляд.


После разгрома и изгнания из России независимых медиа говорить о "засилье" евреев в этой сфере больше не приходится. Если да, то только в эмиграции. Прекратил деятельность внутри РФ и оппозиционный актив, "перепредставленность" в нем людей с еврейскими корнями переместилась в другие края или в путинские тюрьмы. Россию покинуло множество статусных интеллектуалов, воспринимавшихся как лицо интеллигенции Москвы и Петербурга. Евреи были весьма "перепредставлены" и в этом кругу.


Усердные евреи-лоялисты среди оставшихся в РФ культур-профессионалов все еще не редкость, но уходящая натура. И высокопоставленные чиновники еврейского происхождения тоже еще встречаются. Например, Сергей Кириенко. Но он выдвинулся на высшие посты еще в 1990-х, и сейчас такой взлет вряд ли возможен.


По случайному или неслучайному совпадению, явно сходит на нет и "засилье" евреев в большом бизнесе РФ. В рейтинге Форбс, опубликованном в 2025-м, десятку самых состоятельных миллиардеров России возглавляет Вагит Алекперов, бизнесмен с азербайджанско-русскими корнями, а от евреев там один только Леонид Михельсон на третьем месте.


Пожалуй, это уже не "засилье". Точнее, "засилье", но не евреев. Потому что если отсеять неславян и этнических украинцев, то в первой российской бизнес-десятке чистокровные великороссы останутся в меньшинстве.


Впрочем, анализ "засилий" нового типа не входит в нашу задачу.


Исчезновение


Люди с еврейской кровью в России еще остаются, и немало. Но они больше не выглядят как объединенная общей аурой среда, способная порождать "засилье" в какой-либо сфере. Те, кто не уезжает, старается побыстрее раствориться и исчезнуть с радаров в качестве евреев. Мечта Ильи Эренбурга, наконец, сбывается.


Многозначительным образом преобразились и отношения России с Израилем. Духовное родство, о котором так охотно говорили, почти забыто. Причем на уровне не только властей, но и народов. После вторжения в Украину Путин не внес Израиль в список "недружественных стран", однако от взаимных государственных симпатий мало что осталось. Сегодня все партнеры и сочувственники Путина на Ближнем Востоке - враги Израиля.


Перестроилась и простая публика. Средний россиянин - лоялист, следующий пропаганде, - рассматривает Израиль как одно враждебных России западных государств. В отношении к нему у российских низов теперь уверенно преобладает негатив. В войне, идущей с 7 октября 2023 года, 57% опрошенных Левада-центром россиян не занимают ничьей стороны, 26% симпатизируют палестинцам и только 6% - израильтянам.


Больше нет дружелюбия и с израильской стороны. В недавнем опросе Pew Reserch 82% израильтян против 15% сообщили о недоверии к России. Отношение персонально к Путину еще хуже: 87% к 10%. Особых разграничений между Россией и ее режимом средний израильтянин сейчас не проводит.


Понятен разрыв с сегодняшней РФ политизированных россиян с еврейскими корнями, которые с другими изгнанниками вместе укрылись на Западе от путинских расправ. Но подавляющее большинство евреев, знающих и все еще любящих русский язык и русские обычаи, сейчас живет в Израиле. Далеко не все они считают себя беглецами и жертвами преследований. Тем более впечатляет их глубокое охлаждение к России.


В 2020-е годы Россия и ее евреи разошлись. Великий эксперимент закончен. Финал оказался преждевременным, но закономерным.


Сергей Шелин.

Комментарии


  • Facebook
  • Instagram
  • Youtube

«Дружба» © 2025

bottom of page