top of page

КОЭЛЕТ

ree

Еврейский царь Шломо-а-мелех, сын Давида, унаследовал царский престол в 12 лет.


Он был одним из мудрейших царей в мире. Ему принадлежит книга «Коэлет», которую читают в Суккот. В ней он как бы подводит итог всей своей жизни, определяя, что есть главное в жизни.


Первое, чему нас учит Коэлет, избегать погони за земными удовольствиями, потому что, несмотря на всю притягательность, они мимолетны и ничтожны. Шломо говорит, что он понял эту истину как никто другой.


Во второй главе он говорит о том, что он приобрел в своей жизни всё: дворцы, богатство, развлечения, - все принадлежало ему, равно как уважение и поклонение правителей и мудрейших людей всего мира. Но, несмотря на это, Шломо заключает, что всякое стремление к накоплению земных благ - суета.


Рамбан объясняет слово хевел (суета) как “дымка, едва видимый глазу туман”.


Такой туман подобен пару от дыхания в холодный день или нечистому застоявшемуся воздуху на дне ямы. Пар можно увидеть, несвежий воздух можно ощутить, но тот и другой бесплотны и быстро исчезают. Земные наслаждения подобных гигантскому фейерверку. Разнообразие цвета и узоров ослепляет, от них перехватывает дыхание, но прошла минута - и их нет.


Однако, для того, чтобы читатель книги Коэлет не пришел к выводу, будто все в жизни - суета, что ничто не имеет значения, а следовательно, мир не был создан с какой-то целью, и нет ни награды, ни наказания, Шломо напоминает, что в жизни есть и непреходящие ценности и что Создатель отвел человеку важную роль в мироздании.


Преходяще только то, что создано руками человека. И дома, которые он строит, и безделушки, которые он создает, и его стремление к славе – не более, чем суета - хевел, бесплотный пар.


Не в этом сущность мироздания. Душа человека была создана не из праха, как его тело, и получил он ее не от кого-то другого, кто сам в свою очередь был создан Б-гом.


“Он (Б-г) вдохнул в него душу живую”. А, поскольку, Б-г вечен, то и душа человека тоже вечна. Причем, из-за того, что она вечна, ей придется отвечать за деяния, которые она совершила за время, пока находилась в телесной оболочке.


И в силу того, что единственное, что имеет значение в человеке, что в нем бессмертно, это его душа и то добро, которое Он творит, следуя ее ведениям, - Коэлет велит нам воздерживаться от дел и удовольствий, не составляющих сущности бытия, презирать их.


Конечно, нельзя полностью пренебрегать физическими потребностями, и каждый из нас сообразно со своими запросами будет пользоваться жизненными благами. Но критерием для нас должна быть мера необходимости этих благ, и мы должны стремиться сократить наши запросы.


Какова связь между соблюдением шабата, накладыванием тфиллин, с одной стороны, и богатыми урожаями, тучными стадами – с другой? Из осознания того, что за наши поступки мы получаем вознаграждение или несем наказание, рождается страх Б-жий.


Шломо-а-мелех подчеркивает, что предназначение человека, его первостепенная задача – помнить о страхе Б-жьем, и что праведные и грешные получают воздаяние за грехи и добродетели.


Шломо учит нас, что удел наших праотцов - жить «под солнцем» - также и наш удел. Разница лишь в том, что они в каждом событии своей жизни видели «руку Г-спода». В то время как мы, ослепленные светом солнца, не всегда видим ее.


Смысл конечных строк ясен: “Выслушаем заключение всему: бойся Б-га и исполняй Его заповеди, ибо в этом все для человека” (Коэлет, тл. 12).


Бояться Его значит - служить Ему, соблюдать Его законы и заповеди, которые Он дал нам в Торе. Бояться Его значит - быть справедливым, честным и прямым, потому что Г-сподь ненавидит несправедливость, и Он знает всё, что мы делаем, говорим и даже думаем.


Страх Б-жий - главная основа нашей жизни; без него мы были бы хуже диких зверей в джунглях. Страх – это первый шаг на нашем пути к честной жизни.


Н.Шерман.

Перевод с английского.


О КНИГЕ «КОЭЛЕТ»


В своей книге “Коэлет” рав Адам Давидов приводит такое объяснение выражению - Хевель хавалим в книге “Коэлет”.


Все наши дела, что не во имя Небес, подобны пару. Даже могучий царь, самый важный человек в стране, сказал, что труды его напрасны – Хевель Хавалим – подобны пару или как говорится, суета сует.


Удвоением слова Хевель подчёркивается, что есть дела, которые, с одной стороны, кажутся нам важными, а с другой – ничтожными. Но есть такие, что, как ни посмотришь, – всё вздор и суета сует.


Объясняли мудрецы, что есть семь уровней Хевель, как семь ступеней человеческой жизни для тех, кто не поднялся выше животного уровня и которых называют ам-а-арец:


– младенческий период, когда младенец подобен царю, все его любят и служат ему;

– в два или в три года ребёнок, как поросенок, всегда найдёт грязь;

– от десяти лет и старше подобен козлёнку, скачет с утра до вечера, проказничает и не понимает, что творит;

– в двадцать человек – из тех, кто не поднимается выше животного уровня, – прихорашивается и гарцует, словно конь, в поисках пары себе;

– в тридцать лет он, как осел, работает, чтобы обеспечить жену и детей;

– после сорока лет, подобно собаке, должен охранять добычу от чужих;

– в старости же над ним смеются, как над обезьяной.


ree

Духовная жизнь человека тоже имеет семь периодов:


– младенчество,

– детство,

– юность,

– возмужание,

– период зрелости,

– период мудрости,

– глубокая старость.


Но и тут у каждого возраста свои забавы, которые также, в конце концов, Хевель. Что было, исчезло, как пар-Хевель Хавалим, все хевель.


Семь раз повторил Шломо это слово в соответствии с семью днями Творения. И сделал вывод, что только занятия Торой, исполнение заповедей имеют смысл и наполняют смыслом жизнь человека.


Похоронят человека, придут утешать скорбящих, которые должны сидеть шиву, семь дней траура. Будут оплакивать умершего, в слезах и в раскаянии совершать тшуву, возвращение к соблюдению заповедей Творца - и это очень важно.


Идёт война между йецер-хa-тoв, источником добра в человеке, и йецер-a-pa, источником зла.


Коэлет – это йецер-a-тов, концентрирующий добрые качества и наставляющий человека на путь к истине.

Комментарии


  • Facebook
  • Instagram
  • Youtube

«Дружба» © 2025

bottom of page