top of page

МЕЦОРА

(Читается 20 апреля)



В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.


«Живую птицу возьмет, а также кедровое дерево, и червленую нить, и иссоп, и обмакнет их и живую птицу в кровь птицы, зарезанной над родниковой водой. И окропит очищаемого от проказы семь раз, и очистит его, и выпустит живую птицу в поле» (14:6, 7).


Как следует из стиха, для очищения человека, пораженного цараат - проказой (отсюда мцора - “прокаженный”), после излечения необходимы две кашерные птицы, кедровая ветвь, червленая нить (шерстяная нитка, особым веществом окрашенная в красный цвет) и трава иссоп. Коѓен связывает красной ниткой ветку кедра с травинками иссопа, режет одну из птиц над глиняным сосудом с родниковой водой, в который стекает ее кровь, затем окунает в эту воду кедровую ветвь с иссопом и живую птицу и брызгает водой с них на очищаемого.


В тот же день и на седьмой день после этой процедуры очищаемый окунается в миквэ, а на восьмой приносит в Храм соответствующие жертвы. Без этого он остается нечистым, сколько бы времени ни прошло после выздоровления.


В предыдущей главе приведено высказывание раби Шмуэля бен Нахмани, в котором он, ссылаясь на раби Йонатана, называет злоречие одной из причин появления на теле пятен цараат.Тосафот так комментируют это место в Торе: “Слово мцора делится на два слова - моци ра («выносит плохое», любит рассказывать плохое о людях)”.


Бааль га-Турим дополняет этот комментарий следующим рассуждением.


Пернатые непрерывно щебечут. Двух птиц берут как напоминание о болтовне очищающегося. Обычно лашон ѓа-ра идет от гордости - я умнее, я выше других, как глупы поступки такого-то и т.д. Поэтому ветку кедра - одного из красивейших высоких деревьев - кусочком шерсти, окрашенной кровью особого червячка, соединяют с травой иссоп, растущей на крышах и стенах. Ты мнишь себя кедром? Ошибаешься - ты червяк, травинка.

Семь раз брызгают на очищающегося - указание на семь причин, по которым он мог быть наказан.


Одну птичку режут, а другую - отпускают. Станешь снова сплетничать - наказание может вернуться к тебе, как возвращается на старое место живая птица. Не будешь больше злословить - не вернется, как не возвращается птица мертвая. Пятна могут появляться и на зданиях. 


Другими словами, не отключают электричество неплательщику, не напомнив о неуплате. Б-г не сразу наказывает человека болезнью. Сначала язва появляется на доме. Если грешник не исправляется, проказа поражает кожаные изделия и одежду. Если он по-прежнему не изменяет свое поведение - приходится сжечь одежду, разрушить дом, и только после этого появляются белые пятна на теле.


Рамбам продолжает: “Он изолируется [за городом], пока не перестанет заниматься злоязычием и высмеиванием людей. Поэтому стоят рядом два стиха: «Берегись язвы проказы и поступай так, как укажут вам священники из колена Леви по тому, что Я им заповедал; тщательно исполняйте [это]. Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, с Мирьям в пути, когда вы шли из Египта» (Дварим, 24:8, 9)”.


Вдумайтесь, говорит Рамбам, что случилось с Мирьям. Она - пророчица. Она предсказывала, что ее младший брат Моше будет спасителем евреев, растила его, стояла у реки, когда его бросили в воду, и не сказала о нем ничего плохого, но сравнила его с другими пророками, тогда как Моше был выше всех пророков, которые жили до него и после. Моше и не думал обидеться, как сказано: “А Моше - скромнейший человек из всех людей на земле” (Бемидбар, 12:3). И все же она была немедленно наказана белыми пятнами на теле. Так что уж сегодняшним злоязычным глупцам наверняка не избежать наказания. Поэтому тот, кто хочет жить правильно, должен избегать мест, где сплетничают, и не беседовать со сплетниками.


Насмешники и негодяи начинают с болтовни, потом дурно отзываются о праведниках... Потом, привыкнув злословить, начинают судачить о пророках, искать, к чему бы придраться в их словах... А потом начинают говорить против    Б-га и приходят к Его отрицанию. Вот чем занимаются злодеи, сидя в компании за пустыми разговорами и сплетнями. А хорошие люди в еврейском народе беседуют в основном о Торе, и поэтому Б-г засчитывает им это в заслугу.


Рамбам цитирует пророка Малахи (3:16): “Говорили друг с другом боящиеся Г-спода, и внимал Г-сподь, и выслушал, и написана была памятная книга пред Ним для боящихся Г-спода и чтящих Его Имя”.


А понимать это мы должны так: если два человека говорят о чем-то хорошем, угодном Б-гу, они вносятся в особый список Б-гобоязненных.

Рав И. Зильбер з”л.

2 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

БЕХАР

ЭМОР

КЕДОШИМ

bottom of page