"Чтобы любил ты Г-спода Б-га твоего и ходил путями Его все дни" (Шофтим, 19: 9)
Мы входим в дни милосердия и прощений, месяц элул. В другую атмосферу, другое поведение. С большей серьезностью, с большим количеством заповедей и добрых дел.
Чтобы собрать больше заслуг ко дням суда. Обычная мысль: вот, перед нами месяц раскаяния, а за ним месяц праздников, а потом мы возвратимся к обычной жизни.
Но не для этого дан нам месяц элул. Месяц элул дается для того, чтобы провести самоотчет, подняться на ступеньку, решить, что с этого дня жизнь пойдет по-другому. Плодотворнее, лучше.
Говорит пасук нашей главы: "Если соблюдать будешь все заповеди эти, исполняя их... чтобы любил ты Г-спода Б-га твоего иходил путями Его все дни". "Все дни" - толковал рабейну Рабъа, благословенна память праведника: "Без перерывов между ними".
Но если мы отнесемся к месяцу элул как к новому началу и поднятию на ступень - то удостоимся доброго приговора на суде!
Пишет гаон, раби Яаков Кули, благословенна память праведника: притча о царе, услышавшем, что на несколько верных его слуг напал злой дух, и они запустили руки в царскую казну. Отказался он поверить: ведь он осыпал их столь многочисленными подарками! Сказали ему: но украденное у них дома!
Ничего не поделаешь - послал царь провести обыск в их домах и принести ему украденное.
В то же время он тайно послал сказать провинившимся: "Когда будете плыть на корабле в мой дворец, выбросите в реку украденное, и таким образом улики, обличающие вас, будут уничтожены. Лучше мне потерять сокровища, чем вас, ибо вы дороги мне, и я не желаю вашей смерти!"
Все так и сделали, кроме одного, и его привели к царю с краденым в руках.
Разгневался царь и сказал: "За украденное я оправдываю тебя. Злое начало подстрекнуло тебя, и соблазн увлек тебя. Но ты не выбросил украденное - здесь не может быть оправдания! Ведь это неуважение к царю, игнорирование его гнева и равнодушие к его суду. За это нет прощения!
А мораль понятна. Даже если злое начало подстрекает к греху, нет оправдания для опоздания с раскаянием, это может обрушить на нас гнев Царя мира!
Прислушаемся к совету выбросить все грехи в бездну моря. Чтобы стереть все грехи и удостоиться прощения! (Ялкут меам лоез)
История о заболевшем человеке, лежавшем на смертном одре, вокруг которого собрались люди, ожидая последнего мгновения. Вдруг он задрожал в страхе и горько закричал.
Спросили его: "Чего ты испугался?" Ответил он: "Увидел я ангела, полного глаз, а вокруг него стая злобных собак, и каждая разевает рот, чтобы проглотить меня, говоря: ты создал меня таким-то грехом - и они ждут выхода моей души, чтобы отомстить мне. Помогите мне, пожалуйста, спасите меня от них!"
Услышали это люди и испугались, и начали в страхе читать "Теилим". Тем временем закрыл больной глаза и сказал: "Успокойтесь! Появился другой ангел и отругал ангела-уничтожителя: что ты здесь делаешь, я послан Творцом предупредить тебя, чтобы ты не трогал этого человека! Действительно, в прошлом были у него эти грехи, и он создал этих уничтожителей, но уже обдумал свои дела и начал возвращаться к тшуве. А поскольку он еще не завершил свою тшуву, напугали его уничтожителями, созданными его грехами, но если бы его тшува была полной, отменили бы ему все!" И исцелился он от своей болезни". (Ноцар теена)
Рабейну Бахье Ибн Пакуда, благословенна память праведника, приводил притчу древних времен.
История о богаче, ехавшем в своей карете, а при нем - узлы с монетами, огромное состояние. Напали на него разбойники и хотели ограбить и убить. Хлестнул он лошадь и убежал от них.
Разбойники погнались за ним с обнаженными мечами. Лошадь была быстрой, да и кнут ее понукал. Увеличилось расстояние между ним и преследователями, и вот, он добрался до реки. Тут он остановился. Река широкая, простирается до горизонта. Как пересечь ее - разбойники быстры на ногу, еще немного и догонят его!
Вспомнил он, что узлы с деньгами с ним. Решил он воспользоваться монетами и с их помощью высушить реку. Открыл узел и стал бросать горсть за горстью. Узел кончился, а толку нет. Поспешил он открыть другой узел, но все напрасно. Уже показались на горизонте преследователи. Еще два узла у него, может быть, удастся спастись. Но - ничего.
Когда у него остался последний динар, пришел он в себя. Поднял глаза и увидел лодку, причалившую рядом. Спросил он хозяина: "Можешь ли ты переправить меня на другой берег в своей лодке за золотой динар?"
"С удовольствием", - ответил тот, и в последний момент лодка отплыла. Примчались преследователи и увидели, как добыча ускользает из рук...
Сказал богач облегченно: "За один динар я получил то, чего не получил за все мое серебро и золото!"
Так, от каждого греха создается обвинитель, ангел-уничтожитель, преследующий, наказывающий и мучающий в Геиноме, и все деньги и золото мира не могут спасти от него - а при верной тшуве: раскаянии в сердце и в словах - ускользают от его лап. (Авотейну сипру лану, Ховот алевавот)
Comments