ВЗГЛЯНУТЬ ВНУТРЬ СЕБЯ
- Администратор
- 13 часов назад
- 2 мин. чтения

Это был 34-й день рождения доктора Габора Матэ. Он был тогда молодым, уже известным врачом, женатым и отцом двух маленьких детей. Все собрались вокруг торта и пели: «С днём рождения тебя…»
В самый разгар веселья он обратился к своему трёхлетнему сыну Даниэлю: — Пой с нами! Но мальчик посмотрел на него, помолчал и тихо сказал: — Не хочу.
Что-то внутри Матэ сломалось в тот момент. Это не была реакция осознанного отца, а отклик застаревшей боли: ребёнка внутри него — того, кого в младенчестве оставили во время Холокоста, того, кто всю жизнь жил с ощущением: «Я недостоин любви». Он вдруг ожил. Не успев осознать, что он делает, Матэ поднял руку — и дал пощечину сыну.
В комнате воцарилась тишина. Даниэль расплакался. И только тогда, как он позже рассказывал, Габор понял, что произошло на самом деле: *он отреагировал не на сына — а на свою детскую рану, жившую в нем.
Матэ родился еврейским мальчиком в Будапеште, в последние годы Второй мировой войны. Его дедушку и бабушку отправили в Освенцим, отца — на принудительные работы, а мать, чтобы спасти ребёнка, отдала его чужой женщине. Когда спустя время она вернулась за ним, как она рассказывала потом, мальчик не взглянул на неё, не заплакал, не отозвался.
Он просто застыл. Он пережил травму брошенного ребенка.
В детском сознании это звучит так: «Меня не любят — поэтому меня оставили».
Только после случая с днём рождения он осознал, что его стремление быть идеальным — всего лишь реакция на давнюю травму.
«Когда у тебя нет внутренней уверенности, что тебя любят просто за то, что ты есть, ты пытаешься заслужить любовь через успех. Вот почему я ударил своего сына, — сказал он. — Я не смог вынести мысли, что он не любит меня — раз не поёт песню для меня».
Нет никакого оправдания рукоприкладству — тем более к трёхлетнему ребёнку. Но давайте извлечём из этого урок: иногда именно наши внутренние боли и раны управляют нами.
В Торе Всевышний обращается к Аврааму: «Лех Леха — иди из земли твоей, и с родины твоей… в землю, которую Я тебе укажу». (Берешит, 12:1) Есть много вариантов как разъяснить сочетание слов "Лех Леха – Иди себе".
Можно было бы сказать просто «иди», зачем добавлено «иди себе» — лех леха? Потому что урок для нас таков: «Иди — от себя самого». Иди от своих личных зацепок, «из своей земли» — от земных привязанностей, от предвзятых взглядов, от ран и шаблонов, унаследованных из дома твоего отца твоего. Только тогда, возможно, ты дойдёшь до «земли, которую Я тебе покажу».
Величайшая смелость — не отправиться в путь, а взглянуть внутрь себя — не пугаясь и не убегая.
Рав Ицхак Фангер.
Перевела Хая Лена Рухимович.