КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА РАЗБИВАЕТ НАШИ НАДЕЖДЫ И КАК НАЙТИ ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ?
- Администратор

- 27 июн.
- 8 мин. чтения

Мы редко придаем должное значение тому, что происходит внутри нас, полагая: то, чего мы не знаем, не причинит нам боли. Здесь стоит повториться: то, чего мы не знаем, начинает нами управлять.
Джеймс Холлис.
Психологическая травма - это очень болезненная часть человеческой реальности. Мы можем переживать любовь, радость, удовольствие, но также и депрессию, зависимость.
А также боль.
Начнём с повседневной реальности. Травма – греческое слово, означающее повреждение. Травмы происходят каждый день. Когда травма происходит, мы цепенеем и все ставится под вопрос – отношения, в которых нас не приняли всерьёз, психологическая травля на работе или в детстве, когда нам предпочитали брата или сестру. У кого-то – напряжённые отношения с родителями, и их оставляют без наследства.
А ещё есть семейное насилие. Самая ужасная форма травмы –война. Источником травмы могут быть не только люди, но судьба – землетрясения, катастрофы, смертельные диагнозы.
Вся эта информация травматична, она приводит нас в ужас и шок. В наиболее тяжёлых случаях могут пошатнуться наши убеждения о том, как устроена жизнь. И мы говорим:
"Я не представлял свою жизнь такой".
Таким образом, травма сталкивает нас с основами существования. Любая травма –трагедия. Мы переживаем ограничение в средствах, чувствуем себя ранимыми. И возникает вопрос, как это пережить и остаться людьми. Как мы можем остаться собой, сохранять ощущение себя и отношения.
Профессор математики Дженнифер Рюф уже тридцать лет помогает учителям освоить эффективные методы преподавания своего предмета. Она надеется, что эти учителя помогут детям осознать: их способностей хватит, чтобы выучить математику.
Это одна из самых серьезных задач, с которыми сталкиваются преподаватели математики в США: многие дети пережили "математическую травму", после которой их разум "отключается", сталкиваясь с этой наукой.
Учителям математики, особенно в средних и старших классах, непросто. Большинство учащихся уверены в полном отсутствии у себя способностей к математике, поэтому опустили руки. У них был негативный опыт, и они сделали вывод, что способностей у них нет, математика им не нравится.
По определению доктора Рюф, математическая травма проявляется как тревога или страх, боязнь ошибиться. К величайшему сожалению, этот страх ограничивает наши возможности в школе и при выборе профессии, но не потому, что у человека плохо с математикой. Его парализует страх, вызванный травмой.
Иногда ученик хорошо справляется с предварительными тестами и первыми заданиями, но все равно боится ошибиться, или проявить слабость, или показаться некомпетентным перед учителями либо родителями.
Тех, кто избегает сложной работы, возможности ошибиться или показаться некомпетентным, доктор Рюф называет людьми с "хрупкой математической идентичностью". Они сохраняют видимость, которую, как тонкое стекло, можно разбить при малейшем негативном эмоциональном переживании. Они избегают неудачи, уклоняются от нее, но она неизбежно происходит, когда они достигают своего предела мастерства и всё-таки "проваливаются".
По словам доктора Рюф, наиболее распространенные переживания, приводящие к математической травме, — это когда взрослый говорит ребенку, что у него все плохо с математикой, когда ребенок паникует из-за контрольных с ограничением по времени, когда застревает над какой-то математической задачей или темой и изо всех сил пытается с ней справиться.
Без помощи и поддержки учителя, наставника или родителей ученик сдается. "У меня не получится". Математика начинает ассоциироваться с провалами и огорчениями. Интерес и любые фантазии, связанные с ней, испаряются. В своем будущем человек больше не видит для себя вариантов, где он занимается математикой.
Это первые признаки травмы. И она мешает вам стать психологически гибкими. Мышление деревенеет, и вы прочно сживаетесь со своими мыслями. Исследования показали, что люди, страдающие такой психологической травмой, часто набирают ноль баллов по шкале "воображение".

Воображение — это показатель ментальной гибкости, способность видеть разные возможности и смотреть на ситуацию с разных точек зрения. Под действием травмы мышление становится черно-белым. Вы не видите перспектив и контекстов, сосредоточиваетесь исключительно на содержании того, что произошло. "Я не написал контрольную. У меня нет способностей".
Вы начинаете верить, что ваша точка зрения объективна. По словам профессора психологии Стэнфордского университета Кэрол Дуэк, именно так рождается фиксированное мышление: убеждение, будто вы не можете меняться, расти или развиваться в определенных областях.
Это вера в то, что ваши навыки, личность и характер "фиксированные", врожденные и неизменные. Дуэк считает, что при фиксированном мышлении мы воспринимаем жизнь с точки зрения прошлого.
Противоположность такому образу мыслей — мышление роста, уверенность в том, что вы можете изменить свои черты и характер. Наличие установки на рост означает, что ваша жизнь определяется будущим и сосредоточена на возможностях изменений.
У человека сформировалось фиксированное мышление, поскольку его отношение к себе и своей деятельности в математике, рисовании, музыки и т.д. основано на негативной интерпретации истории, случившейся несколько лет назад.
Он зациклился на том, что считает "естественными" или "врожденными" качествами. По его мнению, он не может хорошо рисовать или играть на музыкальных инструментах из-за отсутствия "генов" или "черт характера", присущих художнику или музыканту.
По мнению разных психологов, оно характерно для человека, который не дает критической оценки происходящему. Это обязательство основано на эмоциях, а не на фактах. Когда человек переживает пусть и небольшой, но травматичный опыт, его эмоций достаточно, чтобы оправдать cвои критические оценки.
У меня не получится. Я недостоин. У меня никогда не будет жизни, которую я хочу. Я должен держаться от этого подальше. Этот человек внутренне будет привязан к мысли, будто он неспособен рисовать или играть музыку и ему не следует этим заниматься: "Я от природы не умею рисовать или играть".
Это убеждение было ложно сформировано на основе негативного эмоционального опыта. Человек никогда не сомневается в его правильности; более того, много лет молчит об этом. Исследования как травмы, так и фиксированного мышления показывают, что и то и другое приводит к чрезмерному страху провала.
При фиксированном мышлении, по мнению доктора Дуэк, сильнее всего боязнь потратить все силы и все равно потерпеть неудачу. И тогда придется признать, что вы не обладаете чем-то необходимым для успеха и нужно переключиться на другое.
Люди не хотят совершать таких ошибок, потому что ощущение серьезного провала может слишком сильно отразиться на личности. Вместо того чтобы действовать, они убеждают себя заняться чем-то менее рискованным и более надежным.
Как сказал писатель Роберт Браулт, "достичь цели нам мешают не препятствия, а четкий путь к меньшей цели". Нас тормозят не сами преграды. Нас останавливает мысль, что у нас нет того, что нужно для достижения важных целей, и мы посвящаем свое время и внимание менее значимым целям. Мы сами готовим себя к менее значимому будущему. Мы не верим, что можно придумать что-то большее. Наши идеи о том, кто мы и на что способны, всё больше костенеют. Нас определяет прошлое, оно же и ведет нас по жизни.
Именно поэтому не стоит брать на себя обязательства относительно себя и своего будущего в период эмоционального расстройства или под действием моральной травмы. В таком состоянии мы ограничены в выборе. Принимать решения следует на эмоциональном подъеме, когда ожидания высоки и вера сильна.
Раз у нас нет ни навыков, ни способностей, чтобы стать великим художником или иллюстратором, музыкантом-исполнителем, нам лучше остаться верным своему истинному "Я". Но тогда мы должны строить свою жизнь и ставить цели в соответствии с врожденными чертами личности и талантами. "Рожденный ползать летать не может", даже если вас ждут возможности или будущее, которых вы действительно хотите для себя. Именно поэтому личность часто становится побочным продуктом травмы.
Вот как об этом говорит эксперт по травмам доктор медицинских наук Габор Мате: "То, что мы называем личностью, часто представляет собой мешанину подлинных черт и приобретенных способов справляться с трудностями, которые отражают не наше истинное “Я", а его отсутствие".
Небольшое упражнение. Опишите одно неприятное или травматичное событие из прошлого. Как этот опыт привел к тому, что вы ставите перед собой "не столь амбициозные" цели или не развиваетесь в каком-то направлении?
Теперь напишите об этом опыте так, чтобы он помог вам стать сильнее. Мой скромный пример: "Мой сын Антон играл во дворе с ребятами в футбол. Мяч закатился в высокую траву и, когда он побежал в траву за мечом, он напоролся на разбитую бутылку. Он вскрикнул и ребята подбежали и увидели,что разбитая бутылка врезалась ему в пятку.
Я выскочил из дома вытащил осколки бутылки и перевязал ногу. Кровь продолжала сочиться. Антон не хотел идти в больницу на осмотр и прочистку раны. Я настоял и мы поехали.
В больнице нам оказали медицинскую помощь и всё постепенно успокоилось. В дальнейшей жизни он стал осторожней и больше не играл в футбол на той площадке.
Он стал и в жизни более осторожным и в выборе целей и в решении новых задач. Но он также стал более настойчивым в достижении своих целей.
Он получил два высших образования, успешно работает и воспитывает двух сыновей. Может, у вас и нет занозы, которая сильно меняет вашу жизнь, но она строится на таких вот инородных телах. Это эмоциональные занозы. Это болезненные переживания в прошлом или будущем, которых мы избегаем.
Мы при этом вовсе не те, кого можно назвать истинными "Я". На самом же деле мы — не наши ограничения, а наши глубочайшие стремления, мечты и цели. Вместо того чтобы смотреть в глаза своим страхам и правде, мы избегаем их. Мы строим не желаемую жизнь, а ту, что позволяет не решать проблем.

Вместо того чтобы стать теми, кем нам хочется быть, мы остаемся теми, кто мы есть. Вместо того чтобы приспосабливать личность под цели, мы меняем цели, чтобы они стали достижимыми для нашей нынешней личности с ограниченными возможностями. Часто нас сформировал негативный опыт! В некоторых сферах у нас фиксированное мышление! В некоторых областях мы строим свою жизнь вокруг "занозы".
Я всегда хотел быть лучше, я желал большего. Я не могу объяснить этого. В психологии есть понятие "рефрактерный период". Это время, необходимое для эмоционального восстановления после переживания и дистанцирования от него. На то, чтобы оправиться от небольших неприятностей — таких, как остановка на дороге из-за нехватки бензина или ссора с супругой, — уходит несколько минут или часов.
Но чтобы отпустить другие события, требуются месяцы, годы и даже десятилетия. А от некоторых переживаний и вовсе не отделаться.
Если стать психологически гибким, можно сократить продолжительность рефрактерных периодов, даже когда переживания болезненные или тяжелые. Психологическая гибкость развивается в процессе взаимодействия с эмоциями, когда они полностью поглощают вас. Необходимо держать их на длинном поводке, активно преследуя значимые цели.
У баскетболистов-профессионалов нет времени впадать в уныние из-за каждого промаха. Да, промазав, они могут чувствовать разочарование или стыд, но в итоге им нужно мобилизовать свои умения, вернуться в текущий момент и приложить все силы и способности для достижения единственной цели — победы своей команды.
А чувства здесь лучше оставить в стороне. Если игрок зациклится на эмоциях от пропущенного мяча, то не сможет полноценно работать дальше, что создаст еще больше проблем для него самого и команды. Если быть эмоционально привязанным к произошедшему, то из-за страха или негативных ожиданий можно снова пропустить свою удачу.
Чем меньше вы цепляетесь за ошибки или болезненные переживания, тем лучше приспосабливаетесь к тому, чего требует ситуация, и действуете ради достижения целей. Произошедшее в прошлом не влияет на то, что вы делаете дальше, не мешает вам полностью присутствовать в настоящем.
Чем гибче вы психологически, тем быстрее отпускаете случившееся. Чем менее вы гибки, тем дольше цепляетесь даже за мелочи. Воспоминания об этом опыте не поменялись и не изменили контекста, потому не трансформировалось и значение этого опыта.
Когда человек застревает в эмоциональном периоде после тяжелого переживания, он смотрит на жизнь и проживает ее с точки зрения, сформированной во время первоначальной реакции. Именно поэтому день за днем он испытывает те же эмоции.
Человек не меняет и не переосмысливает свой взгляд и свои ощущения от события. Травма превращается в накатанную колею. Вот что говорит об этом доктор Джо Диспенза: "Если рефрактерный период сохраняется недели и месяцы, у вас развивается склонность к определенному поведению.
Если же много лет, то это называется чертой личности. Развивая черты личности, основанные на эмоциях, мы живем в прошлом и застреваем в нем. Если научиться и научить детей сокращать рефрактерный период, мы обретем свободу идти по жизни без препятствий".
Как избавиться от травмы Ваши проблемы — это ваши секреты. Травма — трактовка опыта, связанного с особенно болезненными переживаниями. Но он необязательно должен стать травматичным.
Первая реакция на событие или ситуацию может быть негативной или деструктивной, но любые переживания можно интерпретировать иначе, посмотреть на них под другим углом и увидеть в них основу для роста.
Чтобы болезненные переживания не лишали нас душевных сил, а помогли расти, нельзя копить свою боль. Не надо становиться гиперчувствительным, избегая ошибок и обратной связи. Нужно лицом к лицу встретиться со своими эмоциями и найти в себе силы поделиться ими с другими. Только так вы измените свое отношение к переживаниям.
Дерзайте, общайтесь с друзьями и делитесь с ними вашими переживаниями и пусть болезненные переживания, ваши секреты, станут для вас хорошим трамплином к вашим успехам и интересной жизни.
Желаю всем найти в себе силы для успешнного выхода из ваших болезненных психологических переживаний.
С уважением, Геннадий Куписок,
кандидат педагогических наук.



Комментарии