СОБЛЮДЕНИЕ КАШРУТА ОЧИЩАЕТ СЕРДЦЕ
- Администратор

- 25 апр.
- 5 мин. чтения

"Ибо станете нечистыми" (Шмини, 11:43)
Некоторое время назад пришло нам письмо от читателя, вызывавшее у нас колебания. Не в отношении вопроса, а относительно его формулировки, читатель рассказал нам, что пребывает сейчас в трауре по покойному отцу, произносит "кадиш" за возвышение его души, но его смущает вопрос об оживлении мертвых.
Он говорит в каждой молитве "Амида": "Оживляющий мертвых Ты... И верен Ты (обещанию) оживить мертвых. Благословен Ты Г-сподь, оживляющий мертвых". Но он пишет: "Я молюсь каждый день, однако никогда не видел умершего, восставшего к жизни". Странный довод. Ведь пророк Иехезкель видел оживление мертвых костей в долине Дора (Иехезкель, 37). А когда придет время, пробудятся и воспоют спящие во прахе, как обещано нам святыми пророками, ни одно слово которых не пропадет впустую.
Знает ли тот, кто написал нам, что Вера в оживление мервых один из тринадцати принципов еврейской веры, без которых мы не считаемся евреями, халила. Знает ли он, что Гмара доказывает оживление мертвых на основе пасуков из святой Торы (Трактат Санедрин, 90). Нет! Если бы он знал это, не писал бы так. Но может быть, может быть, скорбь по отцу привела к такому письму, а не упрекают человека во время его горя. В любом случае, то, что он знает, знали и наши святые мудрецы, благословенна память праведников, и святой Рамбам знал, но не было у них сомнений и колебаний.
Праведник Арье Левин, благословенна память праведника, (Книга "Иш цадикхая"), который был отцом заключенным и другом воевавшим в подполье, многие из которых были людьми нерелигиозными, завещал, чтобы на его могильном памятнике вырезали его личную просьбу ко всем, кто придет на могилу сказать громко "Я Верю полной Верой в оживление мертвых, когда будет на это Воля Творца, благословенно Его Имя, когда вспомнит Он об этом, во веки веков". Так он удостоил тысячи евреев полной веры в один из тринадцати принципов веры.
Но, может быть, что недостаток Веры более глубок, и тогда надо искать его в другом месте! И это мы учим у Рамбама, благословенна память праведника, из истории, которую Бааль Шем Тов рассказал своему внуку, написавшего об этом в книге "Дегель махане Эфраим".
Жители одного города спросили Рамбама в своем письме об источнике Веры в оживление мертвых, в котором они сомневаются. Они написали, что взгляды наших мудрецов, благословенна память праведников, которые приводят на это псуким, можно понять по-другому, и они просят объяснения.
Рамбам не захотел сам отвечать им, и попросил своего ученика раби Шмуэля Эвен Тибона ответить так: "Знайте, что из пищи, которую человек ест, образуется его кровь, а кровь идет в сердце, и оттуда - в мозг. Поэтому у того, кто оберегает себя от запрещенной пищи, кровь чиста, и сердце и мозг чисты, и чистая Вера живет в его сердце и голове.
Но у того, кто загрязняет себя запрещенной едой, кровь делается мутной, сердце закупоривается, разум затемняется и не принимает свет Веры и прилепления к Творцу, и впадают его мозг и сердце в разные колебания и сомнения.
Поэтому танаи и амораи берегли себя от загрязнения запрещенной пищей, и, вследствие этого обладали святым духом, умея правильно вывести из псуким нужные правила. А вы, впавшие в сомнения, не видите, что написанное пророчествует нам об оживлении мертвых, и все слова мудрецов - как огонь. Вы, конечно же, стали нечистыми из-за запрещенной еды, из-за нее стали нечистыми ваше сердце и ваш мозг, и нет для вас законов. Ибо не можете вы принять большой свет и мед речей наших мудрецов, благословенна память праведников".
И раби Шмуэль Эвен Тибон закончил письмо так, как велел ему Рамбам, благословенна память праведника: "Поскольку они набрались наглости и обратились с таким вопросом - внезапно придет на них искоренение, и будут искоренены они, и все, что у них". И так случилось, не прошло много времени, как поднялся на них великий царь и убил их, забрав все, что у них было.
Упаси Б-г.
Ужасно! Как нужно остерегаться загрязниться запрещенной едой, как строго нужно следить за тем, чтобы у пищи был высший экшер. Едят здесь-там и отравляют душу. Без всякого намерения делают слабой Веру, затемняют чувства, принимают, как свои, чужие взгляды. И кто знает, куда это приведет.
Будем же строго оберегать еврейский стол, вернем себе еврейскую душу, полную света и сияния.
Возвращение к истокам
Слышал я рассказ из верного источника. История о человеке, записавшемся на семинар. Он впервые в жизни услышал непрерывную серию лекций, освещающих глаза. Ему было доказано со всей очевидностью, что есть Творец мира, что есть цель у творения. Человек не машина, которая ест, работает, спит и т.д., халила. От него требуется служение Ашему и исполнение заповедей. Жизнь здесь - это очень узкий мост, и главное - придти в будущий мир, нагруженным заповедями. Все это подносится в убедительной форме. Но и злому началу есть чего сказать.
Короче: все правильно, но это трудно. Трудно изменить образ жизни, трудно сделать переворот от тьмы к свету, от сбрасывания бремени Торы к его принятию. Сказал он:
"Для успокоения совести я готов принять на себя что-то одно. То, что вы мне скажите. А потом посмотрим. Шаг за шагом, без обязательств. Но то, что я приму на себя - будет обязательным. До конца".
Как велики колебания, как велика ответственность. Что скажут ему выполнять? Может быть законы субботы, ведь "суббота равна всей Торе". Тот, кто осквернил субботу, не дай Б-г, как будто нарушил всю Тору (Трактат Хулин, 5). А за каждое нарушение - наказание “карет" (искоренение). Каждое включение света, каждые две написанные буквы, ужасно!
Сколько запретов в соблюдении субботы. Но кроме этого, ведь это "день для Исраэля света и радости" Сколько света будет в его жизни, а немного света рассеивает много тьмы, и путь будет проложен.
А может быть, чистота семьи. Будет меньше нарушений запретов, связанных с наказанием "карет", и, кроме того, это основа еврейского дома. А может быть, недельный урок Торы. "Тора свет", а свет, который в ней есть, вернет его к добру. Но, может быть тфилин. Ведь за неисполнение этой заповеди - ужасное наказание.
Тяжело принять решение, кто возьмет на себя такое. Решили спросить мнения большого рава и обратились к раву Шаху, благословенна память праведника. И какой был ответ? "Кашрут", - был ответ.
Спрашивающие были поражены: Кашрут? Ведь, прежде всего, суббота, чистота семьи, урок Торы, тфилин, молитва?
Рав заметил их удивление и объяснил: "Конечно, есть более суровые запреты. Но вы поймите: этот человек услышал, убедился, однако слова не вошли в его сердце, не воздействовали на него.
Почему? Сердце его закупорено. А какая причина этому? Запретная пища! Пасук ясно говорит: "И не оскверняйтесь ими, ибо станете нечистыми". Но если он будет строго придерживаться кошерной пищи, станет его душа (нэфэш) тоньше, будет удалена перегородка, сердце откроется, тогда он согласится принять все: соблюдение субботы и чистоты семьи, наложение тфилин и урок Торы".
И так было.
А теперь, пусть каждый из нас, чувствующий, что его сердце закрыто, а чувства тусклы, проверит, не проникла ли в его кухню не совсем кошерная еда, закрывшая его сердце и затемнившая его душу... (Мааян ашавуа)
Из книги "Лакомства к субботнему столу".



Комментарии